11.11.2019
Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все
начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Практическое занятие направлено на
гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.
Цель практического занятия:
- повысить осведомленность
родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;
- расширить представления родителей
об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;
- способствовать установлению и
развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и
ребенком.
Материал: плакат «Правила работы в
группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры –
перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу
ребенка, видеоролик.
Практическое занятие-практикум психолога с родителями
1.Вступительное
слово психолога.
Семья – это важнейший фактор
долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье.
Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о
добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок,
наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает
определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет
определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».
I. Знакомство
с участниками
2. Упражнение
«Знакомство»
Цель: способствовать установлению
дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них
положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения. Психолог. Для
эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя,
имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих
предложений.
1. Два слова, которыми можно
описать моего ребенка – ...
2. Если бы мой ребенок был звуком,
он звучал бы, как -...
3. Больше всего мне в моем ребенке
нравится – ...
4. Мой ребенок заставляет меня
смеяться, когда – ...
Участник, который имеет более чем
одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них.
Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так,
чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители
говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.
3. Ожидания
участников. Упражнение «Аист»
Перед началом занятия психолог прикрепляет
к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый
участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои
ожидания от тренинга.
После того как все участники
записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои
надежды и приклеивают перышки на его крылья.
4. Обсуждение
правил группы
Цель: направить участников на
соблюдение правил группы.
Ход упражнения. Правила крайне
необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно
высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам,
уважаемые родители, следующие правила:
1. Картинка «Волчок» – быть
активным.
2. Картинка «Ухо» – слушать и
слышать каждого.
3. Картинка «Человечки с мыслями» –
говорить по очереди.
4. Картинка «Два смайлика берутся
за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.
5. Картинка «Круглый стол» – мир
вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.
6. Картинка «Часы» – это время.
Используем его для себя наиболее эффективно.
Психолог. Возможно, будут
дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
II. Основная
часть
Психолог. Сегодня мы будем
обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И, прежде чем перейти к
основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.
Во-первых, идеальных родителей не
бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями,
интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с
нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать,
использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого
подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.
Уважаемые родители! Какие
ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
Какую роль, функцию выполняет семья
для ребенка?
5. Упражнение
«Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное
восприятие психологического пространства семейных отношений.
Перед участниками лежит лист
бумаги. Нужно написать в колонку имена 7–8
человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого
обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход,
порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем
происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение:
основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится;
отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает
за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина
ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который
жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные
отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые
отношения.
Дымоход – человек, от которого
автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот
кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор
рисунка хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность
за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
6. Упражнение
«Душа ребенка»
Психолог. Эта чаша – душа ребенка.
Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?
Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах»
должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем
кладут их в чашу.
Психолог. Посмотрите, какую
красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
Рефлексия. Какие ощущения у вас
вызвало это упражнение?
7. Упражнение
«Один день из жизни Маши»
Во время зачитывания рассказа «Один
день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий
отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для
удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После
окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.
Выдерживается пауза для
эмоционального переживания содержания произведения. А после нее - активное
обсуждение:
- Является ли достоверным этот
рассказ?
- Бывают ли такие ситуации в жизни
вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что
чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем
героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с
плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка
будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила
вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные
сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на
праздник... И главное - то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама
так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей
бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении,
очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп - раздались легкие
детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале
воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который
воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот
она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже
завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не
ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал
мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и
надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и
быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь, вчера... -
начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? - снова
строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную.
«Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», -
подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском
саду..., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса
Николаевна разглядывала мой рисунок...
- Маша, ну что там опять, неужели у
тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать
еще полоску плаката.)
- Я... Я... нарисовала, - почему-то
еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных
сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...
- Маша! Ты уже готова? Почему ты
всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать
следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала
отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте
появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные
облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в
спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский
сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую
полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с
Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы.
Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу
о них маме?» - подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к
Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк
угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она
ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла
в гости, учила стишок...
«Стишок! Его обязательно нужно
рассказать Ларисе Николаевне!» - вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась,
когда увидела свою воспитательницу в группе:
- Лариса Николаевна! - громко
крикнула Маша и подбежала к ней.
- Маша, а где твои папа или мама?
Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же
говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в
группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло.
Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша
снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался
длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще
надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа
пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались.
Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю».
Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать
следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него
про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее,
некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у
телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого
Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок
за дверью.
(Оторвать следующую полоску
плаката.)
Поздно вечером, когда Маша
готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь
начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне
рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но
потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в
комнату:
- Машуня! Я так соскучилась за
тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем
рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала.
Почему? Она сама этого не понимала...
8. Упражнение
«Стили родительского воспитания»
Психолог. Уважаемые родители,
сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один
из стилей родительского воспитания.
I группа – авторитарный;
II – либеральный;
III – демократический.
Остальные участники должны
определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются
подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.
Обсуждение:
– Какой из стилей, на ваш взгляд,
является наиболее эффективным для воспитания?
– Какие результаты, по вашему
мнению, можно ожидать от каждого из них?
– Какой из стилей наиболее близок
лично вам?
9. Упражнение
«Я люблю своего ребенка»
Психолог. А сейчас закройте глаза,
представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка,
даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если
он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он ни был, как бы не
поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю
ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это
мой сын или дочь».
Откройте глаза.
Обсуждение:
- Что вы чувствовали во время
выполнения этого упражнения?
Итог: любовь к ребенку еще не
навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не
были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
10.
Информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка»
Психолог: Уважаемые родители! Дети
по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных
способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает
рекомендации):
- прикосновение;
- слова поощрения;
- время;
- помощь;
- подарки.
Поэтому дарите своим детям любовь и
подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика «Притча о любви».
11. Упражнение
«Осуществление ожиданий»
Цель: определить, оправдались ли
ожидания участников.
Уважаемые родители, обратите
внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале
тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)
Аист несет в клюве младенца.
Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым,
обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания
себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут
младенец.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2023
Дата обновления: 31.10.2023
Дата публикации: 11.11.2019