09.12.2019
Цель:
- ознакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизнь;
- повысить их психологическую
компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия с детьми раннего
возраста.
Ход проведения практикума для родителей «Кризис трех
лет»
1. Введение.
Сообщение темы практикума
Цель: сосредоточить внимание
участников на теме практикума.
2. Упражнение
«Знакомство»
Цель: знакомство, создание
комфортной атмосферы, сближение участников.
3. Мозговой
штурм «Психологический портрет ребенка раннего возраста.
Цель: уточнение основных понятий,
связанных с возрастными и индивидуальными характеристиками ребенка, выявление
поведенческих проявлений и индивидуальных особенностей детей третьего года
жизни.
Инструкция
Всем участникам предлагается с
помощью мозгового штурма отметить индивидуальные особенности ребенка раннего
возраста. На доске или в блокноте фиксируются все предложения. Слева на листе
записываются положительные черты присущие трехлетнему ребенку, справа -
отрицательные. Как правило, получается «классический» портрет ребенка в период
«кризиса трех лет».
4.
Информационное сообщение: «Кризис трех лет. Основные симптомы кризисного
периода»
Цель: познакомить родителей с
основными характеристиками «кризиса трех лет»; формировать умение понимать
особенности и закономерности развития ребенка. Скачать приложение
5. Работа в
группах «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»
Цель: выделить основные проблемы
взаимодействия с детьми раннего возраста, обобщить опыт родителей.
Инструкция
Представленное упражнение
проводится в три этапа.
1-й этап. Упражнение проводится в
подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут составляет перечень проблем, с
которыми сталкиваются взрослые, общаясь с детьми раннего возраста.
2-й этап. Затем каждая подгруппа
зачитывает свой список, и в ходе обсуждения выделяет уровень сложности каждой
проблемы по 10 бальной системе. В результате группового обсуждения на блокноте
появляется общий перечень трудностей, которые заслуживают пристального
внимания.
3-й этап. Каждая подгруппа
предлагает определенные пути предотвращения и преодоления трудностей (обмен
опытом).
6. Упражнение
«Карусель»
Цель: проверка полученных знаний о
«кризисе трех лет»
Инструкция
Участники объединяются в подгруппы,
каждая из которых получает карточку с одним вопросом.
Вопросы для подгрупп:
1. Основные симптомы, характерные
для поведения ребенка в период «кризиса трех лет»?
2. Что такое «кризис трех лет»?
3. Как реагировать взрослым на
проявления «кризиса трехлетнего ребенка»?
Подгруппы отвечают на свои вопросы.
Через 3 минуты каждая подгруппа передает свою карточку другой. Наконец все
подгруппы отвечают на все три вопроса. Потом проводится обсуждение.
7. Работа в
подгруппах «Психологический практикум»
Цель: активизировать воспитательный
опыт родителей; развивать навыки анализа причин поведения ребенка.
Инструкция
Каждой подгруппе предлагается
карточка с ситуациями, обсуждаются различные взгляды, принимаются
конструктивные решения.
Ситуации:
- Жалуется мама трехлетнего Вовы:
«Только я отвернусь, выйду из комнаты, мой сын бьет по голове игрушками
семимесячного брата».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, почему так ведет
себя ребенок?
2. Что бы вы сделали в этой
ситуации?
- Роман уже проснулся, мама просит
его встать с кровати. Но ребенок говорит: «Сказал - не встану, значит, не
встану!»
Вопросы для обсуждения:
1. Есть ли смысл взрослому
отстаивать позицию «кто - кого»?
2. Как бы вы поступили в этой
ситуации?
8. Упражнение
«Скорая помощь»
Цель: помочь родителям овладеть
эффективными способами взаимодействия с детьми во время «кризисного»
периода; конструктивно решать сложные кризисные ситуации.
Советы родителям для преодоления кризиса 3 лет:
1. Во время «кризисного» приступа
оставайтесь рядом с ребенком, пусть малыш почувствует, что вы его понимаете.
2. Правильно сбалансируйте
наказания и поощрения.
3. Старайтесь вести себя с ребенком
настойчиво, если вы сказали «нет», отстаиваем и дальше свою мысль. Будьте
последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин
того, что вы позволяли раньше.
4. Не пытайтесь во время приступа
упрямства успокоить ребенка. Ругать его и наказывать нет смысла — это,
наоборот, только сильнее будет возбуждать ребенка.
5. Не срывайтесь и не кричите на
ребенка, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом.
6. Используйте наказание лишь в
крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его.
7. Доверяйте ребенку, будьте с ним
честными и принимайте таким, какой он есть.
8. Демонстрируйте образцы
уверенного поведения, будьте во всем примером для ребенка.
9. Помните, что никто не знает
вашего ребенка так, как вы. Поэтому чаще обсуждайте с ребенком его настроение,
желания, интересы, чувства.
10. Самое главное: больше любви и
доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и
выдержки - и тогда все будет хорошо.
9. Упражнение
«Копилка приобретенного опыта»
Цель: создать условия для обмена
впечатлениями от работы; актуализировать опыт участников, приобретенный во
время практикума.
Инструкция
Каждому участнику практикума
предлагается положить камешек в копилку и поделиться своими впечатлениями от
работы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2023
Дата обновления: 31.10.2023
Дата публикации: 09.12.2019