25.08.2020
Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются
к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания
взрослых, общаться с учителем и одноклассниками, отвечать у доски и тому
подобное. Даже любознательные и активные в детском саду малыши нередко в школе
не проявляют интереса к учебной деятельности.
Как заинтересовать детей учебой в школе и настроить на уверенное и успешное
вхождение в новый жизненный этап?
Современная школа базируется прежде всего на классном
учителя-профессионале, а уже потом - на различных технических новациях,
евроремонтах, иностранных связях и тому подобное. Если бы мы могли поставить
вопрос, что важнее для ребенка - профессиональное знание учителем предметов или
его любовь к детям, ответ был бы, пожалуй, довольно неожиданным. Для ребенка в
начале обучения решающее значение имеет любовь учителя, а не знание им
предмета. Разумеется, мы не говорим о том, что учитель в начальной школе должен
быть невеждой. Конечно, важно, чтобы любовь и его вера в ребенка были связаны с
глубоким профессиональным знанием предметов. Это и будет идеальный педагог для
вашего ребенка.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая
социальная позиция-ученик, то есть непосредственный участник одной из форм
общезначимой деятельности-учебной, требующей большого напряжения сил. К ребенку
в этот период выдвигаются новые требования, у него появляются новые
обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми, которые также
требуют определенных моральных усилий и опыта.
Поступая в школу, большинство первоклассников проявляют искреннее желание
учиться. Сначала его привлекают внешние моменты школьной жизни: школьная сумка,
новые тетради, яркие учебники, сама школа, друзья. Необходимо обеспечить его
безболезненное принятие нового вида деятельности.
Психологическая готовность ребенка к школе характеризует его способность усваивать учебный
материал в условиях урока. Низкая психологическая готовность ребенка к обучению
выражается в том, что он недостаточно эффективно может управлять на уроке своим
поведением и познавательными процессами для успешного освоения учебного
материала.
6–7 летний возраст-это переломный этап в развитии ребенка, когда
происходит, существенная перестройка всех физиологических функций. В этом
возрасте проявляются новые возможности в активности головного мозга. В этот
период резко увеличиваются ресурсы детского организма, интенсивно развиваются
все системы организма-сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная,
эндокринная и др. С началом обучения у ребенка меняется привычный образ жизни,
установленный режим дня, появляется много новых обязанностей, расширяется круг
общения все эти факторы, безусловно, влияют на физическое и эмоциональное
состояние маленького школьника.
Большинство дошкольников посещают подготовительные занятия. Родители часто
рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей,
учителей, проводящих эти занятия. Но опыт показывает, что ни одно учебное
заведение не сможет заменить семейное воспитание. Если в семье занятиями
ребенка не интересуются, не поощряют его к тщательности, он начинает относиться
к учебе небрежно, не стремится исправлять ошибки, невнимательность родителей
глубоко оскорбляет его, он замыкается в себе, перестает стараться. С началом
школьной жизни меняется дневной график, к которому ребенок привык в детском
саду. Возрастает нагрузка, увеличивается утомляемость, что может привести к
апатии, безразличному отношению к учебе или, наоборот, к чрезмерной
возбудимости, раздражительности. Поэтому родителям нужно с самого начала
организовать оптимальный режим дня: равномерно распределять время для учебы,
отдыха. Пока не пройдет период адаптации, не стоит сразу загружать ребенка
различными кружками или секционными занятиями, лишать общения с друзьями или
иных вещей, к которым он привык, обязательно отводить максимум времени для
прогулок на свежем воздухе. Но в его жизни появились новые обязанности, которые
следует выполнять.
Следует учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма. В
это время происходит его перестройка, увеличивается физическая сила и
выносливость, но нагрузка должна быть умеренной и соответствовать возможностям
организма. Следует избегать однообразной деятельности, сочетать различные виды
учебного процесса (письмо, чтение, математические расчеты), тренировать
психические процессы память, внимание, воображение. Усвоение нового материала
не должно продолжаться слишком долго и должно заканчиваться двигательными
упражнениями - гимнастикой для глаз, разминкой для рук, особенно важна
гимнастика для спины. Несложные физические упражнения помогут ребенку улучшить
самочувствие, расслабиться, снять напряжение. Большую роль в жизни ребенка
играет особенность учителя.
Таким образом, усилия учителей, воспитателей, родителей должны быть
направлены на развитие педагогической, интеллектуальной, мотивационной,
эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Если ребенок пришел в первый класс
подготовленным, если он чувствует поддержку и позитив со стороны родителей,
если видит в учителях мудрых и добрых наставников, если ему удастся найти общий
язык со сверстниками, то обучение будет даваться ему довольно легко.
Как говорят в народе: «Дорога ложка к обеду», - поэтому не искушайте судьбу
и характер собственного ребенка, относитесь к его подготовке к школе
благоразумно, планомерно, делайте взвешенные, обдуманные шаги. Лучше сейчас
предупредить последствия, чем потом их исправлять. Все в природе происходит в
свое время. Помните об этом!
Родителям следует помнить:
- Положительное отношение ребенка к будущему обучению имеет большее влияние
на адаптацию ребенка к школе и его будущие учебные успехи и достижения.
- Игра для успешного развития и реализации способностей дошкольника играет
существенную, решающую роль, которую ничто другое не может заменить.
- Подготовка к школе - это
путь совместной деятельности и взаимодействия ребенка и родителей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2023
Дата обновления: 31.10.2023
Дата публикации: 25.08.2020