1 Содержание Введение I Аналитическая часть Общие сведения об образовательной организации II Оценка системы управления организацией III Оценка образовательной деятельности и организации образовательного процесса Воспитательная работа Дополнительное образование 3 4 5 9 IV Оценка качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы. 16 V Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования 18 VI Анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Общие выводы. Перспективы и планы развития МБДОУ на 2023 год 19 2 ВВЕДЕНИЕ Настоящий отчет составлен после проведения процедуры самообследования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 365 (далее - МБДОУ) за 2022 год. Цель самообследования. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности, повышение уровня информационной открытости и прозрачности о деятельности МБДОУ в глазах широкой общественности ((в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»), а также подготовка отчета о результатах самообследования. Процедура самообследования способствует: 1. Рефлексивной оценке результатов деятельности педагогического коллектива, осознанию своих целей и задач и степени их достижения. 2. Возможности заявить о своих достижениях, отличительных показателях. 3. Отметить существующие проблемные зоны. 4. Задать вектор дальнейшего развития дошкольного учреждения. Источники информации: В качестве основных источников информации для отчета использовались нормативно - правовые документы, рабочие документы, регламентирующие направления деятельности МБДОУ: Аналитические материалы, планы и анализы работы, программы, расписания организованной образовательной деятельности; формы государственной статистической отчетности по образованию; данные мониторингов качества образования в МБДОУ; результаты проверок контрольно-надзорных органов; результаты независимой оценки качества образования в МБДОУ; результаты анкетирования участников образовательных отношений МБДОУ; Форма предъявления информации: Отчет о результатах самообследования, утвержденный педагогическим советом на бумажных и электронных носителях. Самообследование проводилось на основании решения педагогического совета. Порядок проведения, сроки, состав комиссии по проведению самообследования утверждены приказом заведующего МБДОУ. Целями проведения самообследования МБДОУ являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МБДОУ. Самообследование МБДОУ включало 3 этапа: планирование и подготовку работ по самообследованию; организацию и проведение самообследования в МБДОУ; обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета. В процессе самообследования проводилась оценка: образовательной деятельности, системы управления МБДОУ, содержания и качества подготовки воспитанников, организации образовательного процесса, качества кадрового обеспечения, 3 качества учебно - методического обеспечения и материально - технической базы, библиотечно - информационного обеспечения, функционирования внутренней системы оценки качества образования, анализ показателей деятельности МБДОУ (приказ Министерства образования и науки от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»), подлежащей самообследованию. Аналитическая часть Общая характеристика образовательной деятельности МБДОУ. I. Общие сведения об образовательной организации Полное наименование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное образовательной организации в учреждение – детский сад № 365 соответствии со сведениями в уставе Сокращенное наименование Тип учреждения Организационно-правовая форма МБДОУ - детский сад № 365 Дошкольное образовательное учреждение Бюджетное учреждение Контактная информация ОО Российская Федерация, Свердловская область, 620142, г. Юридический адрес организации Екатеринбург, ул. Фрунзе, 23а Российская Федерация, Свердловская область, 620142, г. Фактический адрес организации Екатеринбург, ул. Фрунзе, 23а Учредитель Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Руководитель -Заведующий Ветчинова Мария Сергеевна Контактный телефон 8 (343) 257-47-55 Адрес электронной почты -e-mail mdou365@eduekb.ru Web – адрес сайта https://365len.tvoysadik.ru Дата создания 1963 год Год постройки здания Наличие лицензии наосуществление образовательнойдеятельности с указанием всехадресов и видов реализуемых образовательных программ Лицензия на правоведения Регистрационный номер лицензии: № Л035-01277образовательной деятельности 66/00194730 от 06.05.2016 (срок действия лицензии – бессрочно) Форма обучения Очная Срок обучения 5 лет Язык обучения Русский 818,1 кв.м. Общая площадь здания Осуществление образовательной деятельности по Цель деятельности МБДОУ реализации образовательных программ дошкольного образования Предмет деятельности МБДОУ Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников 4 Режим работы МБДОУ Функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели. Понедельник – пятница – рабочие дни с 07:30 до18:00; суббота, воскресенье, праздничные дни – выходные 10,5 часовое пребывание детей в течение дня – (с 07.30 до 18.30 часов Взаимодействие с организациями-партнерами, органами исполнительной власти Социальные партнеры МАОУ СОШ № 17 с УИОП; ГАУЗ СО «ДГКБ № 11»; ТПМПК «Радуга»; Детская библиотека № 5 «Малая Герценка»; МАУК ДТБ «Щелкунчик»; Мемориальный дом-музей П.П. Бажова; ГАУК СО «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала»; Музей истории развития ЕМУП «ТТУ» МБУК ДО «ДхорШ № 4» МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области II. Оценка системы управления организации. Структура управления, включая органы коллегиального и общественного управления. Взаимосвязь структур и органов управления. Оценка системы управления дошкольного учреждения Дошкольное учреждение является юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дошкольное учреждение имеет Устав, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. Нормативно-правовое обеспечение функционирования дошкольного учреждения включает взаимосвязанные документы, регламентирующие структуру, ответственность руководителей и работников дошкольного учреждения. Управление МБДОУ осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно общественный характер управления. Формами самоуправления являются: Общее собрание работников МБДОУ, Педагогический совет, Совет родителей МБДОУ. Филиалов и структурных подразделений нет. Общее собрание работников МБДОУ (далее – Собрание) – коллегиальный орган управления МБДОУ. Собрание собирается по мере необходимости, но не реже 3 раз в год. Оно вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины от общего числа работников, для которых МБДОУ является основным местом работы. По вопросу объявления забастовки Собрание считается правомочным, если на нем присутствовало не менее половины от общего числа работников МБДОУ. Решения Собрания принимаются большинством голосов присутствующих на Собрании работников. Процедура голосования определяется Собранием. Педагогические и прочие работники МБДОУ участвуют в заседаниях Собрания и принимают участие в управлении МБДОУ. К компетенции Собрания относятся: принятие Устава МБДОУ; принятие Правил внутреннего трудового распорядка работников МБДОУ по представлению заведующего МБДОУ; 5 принятие решения о необходимости заключения коллективного договора; принятие коллективного договора; заслушивание ежегодного отчета о выполнении коллективного договора; определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание членов; избрание представителей трудового коллектива в органы управления МБДОУ; выдвижение коллективных требований работников МБДОУ и избрание полномочных представителей для участия в решении коллективного трудового спора; принятие решения об объявлении забастовки и выборы органа, возглавляющего забастовку; решение других вопросов текущей деятельности МБДОУ. Деятельность регламентируется «Положением об Общем собрании работников МБДОУ – детский сад № 365». Педагогический совет МБДОУ (далее - Педсовет) - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников МБДОУ. Председателем является заведующий МБДОУ, который проводит его заседания и подписывает решения. Протоколы Педсовета ведет секретарь, который избирается на заседании Педсовета на один учебный год. Педсовет созывается председателем по мере необходимости, но не реже 3 раз в год. Решения Педсовета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей педагогического коллектива и если за принятие решения проголосовало не менее двух третей присутствующих. Процедура голосования определяется Педсоветом. Решения Педсовета реализуются приказами заведующего МБДОУ. Решения Педсовета, утвержденные заведующим, обязательны для исполнения всеми членами педагогического коллектива К компетенции Педсовета относятся: обсуждение и выбор различных вариантов содержания образования, форм и методов образовательного процесса и способов их реализации; принятие локальных актов; обсуждение принимаемых образовательных программ; организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принятие решения о представлении к награждению педагогических работников; осуществление иных полномочий в соответствиис законодательством в сфере образования. Деятельность регламентируется «Положением о Педагогическом совете МБДОУ - детский сад № 365. Совет родителей МБДОУ создается в целях содействия МБДОУ в осуществлении воспитания и обучения детей, обеспечения взаимодействия МБДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников. Совет родителей МБДОУ избирается собранием родителей МБДОУ. Совет родителей МБДОУ имеет председателя, избираемого членами из их числа. Представители, избранные в Совет родителей МБДОУ, выполняют свои обязанности на общественных началах на безвозмездной основе. Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов Совет родителей МБДОУ 6 созывает родительское собрание МБДОУ по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Решения Совета родителей МБДОУ являются правомочными, если на их заседании присутствовало не менее половины состава (и не менее 2 представителей), и если за него на открытом голосовании проголосовало большинство присутствовавших. Решение, принятое в пределах компетенции Совета родителей МБДОУ, не противоречащее законодательству и утвержденное заведующим, является обязательным к исполнению в МБДОУ. К полномочиям Совета родителей МБДОУ относятся: принятие рекомендательных решений по всем вопросам организации деятельности МБДОУ; избрание представителей родителей (законных представителей) воспитанников в органы управления МБДОУ; участие в вопросах управления МБДОУ и принятии локальных актов, затрагивающих их права и законные интересы; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством в сфере образования и локальными актами МБДОУ. Деятельность регламентируется «Положением о Совете родителей МБДОУ – детский сад № 365». Порядок выборов в органы самоуправления и их компетентности определяются Уставом МБДОУ. Действующая организационно-управленческая структура позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и родителей (законных представителей). В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов в МБДОУ функционирует Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Административное управление имеет линейную структуру: Непосредственное руководство МБДОУ осуществляет заведующий МБДОУ. I уровень - заведующий МБДОУ (во взаимодействии с коллегиальными органами управления). Управленческая деятельность заведующего обеспечивает • материальные; • организационные; • правовые; • социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в МБДОУ. Объект управления заведующего - весь коллектив. Управление осуществляется в режиме развития и функционирования. II уровень - заместитель заведующего, заведующий хозяйством Объект управления управленцев второго уровня - часть коллектива (структурное подразделение) согласно должностным обязанностям. Управление осуществляется в режиме опережения. III уровень - управления осуществляется воспитателем. Объект управления воспитанники и родители (законные представители) воспитанников. Управление осуществляется в режиме функционирования и проектном управлении. Структура и система управления соответствуют специфике деятельности детского 7 сада. В коллективе создана атмосфера творческого сотрудничества. Стиль руководства – демократический, но он может меняться в зависимости от конкретных субъектов руководства, а также от конкретной ситуации. Реализуя функцию планирования, администрация детского сада непрерывно устанавливает и конкретизирует цели организации, определяет средства их достижения, сроки, последовательность их реализации, распределяет ресурсы. Администрация МБДОУ стремится к тому, чтобы воздействие приводило к эффективному взаимодействию всех участников образовательных отношений. Планирование и анализ образовательной деятельности осуществляется на основе локальных актов МБДОУ, регламентирующих организацию воспитательно-образовательного процесса. В результате построения такой модели управленческой деятельности в коллективе присутствуют: • творчество педагогов; • инициатива всех сотрудников; • желание сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной; • желание в полной мере удовлетворить запросы родителей в воспитании детей. Основными приоритетами развития системы управления МБДОУ являются учет запросов и ожиданий потребителей, демократизация и усиление роли работников в управлении МБДОУ. В МБДОУ используются эффективные формы контроля: различные виды мониторинга: управленческий, методический, педагогический, психологопедагогический скрининг-контроль состояния здоровья детей. Цель контроля: оптимизация и координация работы МБДОУ для обеспечения качества образовательного процесса. Контроль в МБДОУ начинается с руководителя и направлен на следующие объекты: - охрана и укрепление здоровья воспитанников; - воспитательно-образовательный процесс; - кадры, аттестация педагогов, повышение квалификации; - административно-хозяйственная и финансовая деятельность; - питание детей; - техника безопасности и охрана труда работников и жизни воспитанников. Вопросы контроля рассматриваются на общих собраниях МБДОУ, педагогических советах. Одним из наиболее эффективных методов контроля является мониторинг. Цель мониторинга: формирование целостного представления о качестве образования в МБДОУ, определение перспектив, направлений работы педагогического коллектива. Задачи: - Проанализировать состояние здоровья детей, физическое развитие, заболеваемость, степень адаптации к условиям детского сада. - Провести мониторинг освоения детьми программного материала основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательным областям. - Провести анализ организации питания в МБДОУ. - Проанализировать уровень сформированности профессиональной 8 компетентности педагогов. - Оценить учебно-материальное обеспечение. - Определить степень удовлетворённости родителей качеством образования в МБДОУ. Эффективность управления в МБДОУ обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций. Вывод: По итогам 2022 года система управления МБДОУ оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. Структура и механизм управления определяет его стабильное функционирование. Демократизация системы управления способствует развитию инициативы участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников. III. Оценка образовательной деятельности и организации образовательного процесса. Основание: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 365 осуществляет свою деятельность в соответствии с документами: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г. № 30384); - Санитарные требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 – дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2013 г. № 28908); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2017 №1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №462»; Для правовой регламентации деятельности МБДОУ имеет: Устав МБДОУ; лицензию на право осуществления образовательной деятельности; 9 свидетельство о государственной регистрации (ОГРН/ИНН); свидетельство о постановке на учет в налоговые органы; свидетельство о государственной регистрации права на здание; свидетельство о государственной регистрации права на землю. Для обеспечения уставной деятельности МБДОУ издает следующие виды локальных актов: положение, правила, договор, договор об образовании, заключаемый между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями), приказ, распоряжение, порядок, инструкция, другие виды, не противоречащие действующему законодательству. Общая характеристика: Расположение, контакты: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 365 находится по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, 620142, г. Екатеринбург, ул. Фрунзе, 23а, контактный телефон: 8 (343) 257-47-55. Структура МБДОУ. В 2022 году в МБДОУ функционировало 5 групп общеразвивающей направленности, из них: - одна группа детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет; - 4 группы дошкольного возраста для детей в возрасте от 3-х до 7 лет. Возрастная группа Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Количество групп 1 1 1 1 1 Количество детей 28 36 33 33 36 Зачисление в МБДОУ осуществляется в соответствии с распоряжением Департамента образования об утверждении списков учтённых детей. Сравнительный анализ. Показатели Значения показателей Единица измерения 2021 2022 Реализация основных общеобразовательных программ(образовательная программа дошкольного образования) 160 166 человек Присмотр и уход 160 166 человек Все направления деятельности педагогов обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывают все образовательные области. Реализация ООП предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Согласно п. 4.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не 10 подлежат непосредственной оценке, т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако, согласно п.3.2.3 Стандарта, в целях оценки эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования, может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Оценка индивидуального развития детей заключалась в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стратегические задачи МБДОУ: • Охрана жизни и здоровья воспитанников • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых законных представителей, педагогических работников и детей; • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • Сотрудничество МБДОУ с семьей; • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Программы МБДОУ направлены на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей обучающихся в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области. Непрерывная образовательная деятельность проводятся по подгруппам, с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся и индивидуально. Объем образовательной нагрузки определен МБДОУ в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 – дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды 11 обитания». Коррекционно-образовательная деятельность в МБДОУ. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; - организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; - организация логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. Реализуется система сопровождения развития ребенка и освоения Программы, в которой работают воспитатель, учитель-логопед и другие специалисты. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков и оказание помощи детям с нарушением в речевом развитии в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для оказания логопедической помощи зачисляются дети из подготовительных, старших групп, имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в процентном соотношении записываются в протоколы мониторинга, а также строятся индивидуальные маршруты речевого развития детей. Все протоколы оформляются в соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. Зачисление в списки детей для оказания логопедической помощи производится в течение учебного года по мере освобождения мест. При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные особенности детей. На всех занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве. Эта работа ведется в комплексе с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. Ресурсы, используемые в работе учителя-логопеда: логопедические тренажеры, логопедический массаж, речевые упражнения, развивающие игры. В течение 2022 года логопедическая помощь оказывалась 25 воспитанникам в возрасте от 5-7 лет, в том числе по заключениям психолого-медикопедагогических комиссий. Анализ коррекционно-логопедической работы в 2021-2022 учебном году Всего детей (чел.) 25 Диагнозы ОНР 13 ФФНР 12 Вывод Речь в норме Улучшение 12 13 Выпущено из логопедической группы 16 человек: все воспитанники подготовительной группы поступили в массовые школы, у 12 детей речь соответствует возрасту и 4 детям рекомендовано продолжить занятия с логопедом по автоматизации звуков, 9 детей старшей группы продолжат заниматься в новом учебном году. В 2022 году осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение 12 воспитанников в образовательном и образовательно-коррекционном процессе. Педагог-психолог совместно с воспитателями детского сада отслеживали уровень личностного, интеллектуального развития детей. Для воспитанников 5-7 лет педагогом психологом проводились диагностические обследования: интеллектуальной готовности ребенка к школе (октябрь, май); мотивационной готовности к школе, социометрическое исследование, развитие общих способностей: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в динамике: сентябрь, май). Приоритетными направлениями педагога-психолога в 2022 году являлись: взаимодействие с детьми и родителями с использованием новых технологий; обеспечение своевременного всестороннего развития речи, овладение необходимыми навыками коммуникации для успешного освоения ООП и обеспечения разных стартовых возможностей для обучения в школе; мониторинг развития ребенка дошкольного возраста с ООП как основа проектирования индивидуальной образовательной программы; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания детей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления. Освоение образовательных программ. Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования, которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования, санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом недельной нагрузки. Для реализации ООП в образовательном процессе используются следующие программы: Комплексные программы: 1. Комплексная образовательная программа «От рождения до школы»:/ коллектив авторов: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/2015 2. «Мы живем на Урале»:/ разработчики Толстикова О.В., Савельева О.В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»/2013 3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи. Н.В. Нищевой./2018 Парциальные программы: 3. Художественно-эстетическое Программа художественного воспитания, развитие обучения и развития для детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. Программа по музыкальному воспитанию для детей 2-7 лет дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплунова. Освоение образовательных программ дошкольного образования МБДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. При реализации Программ МБДОУ проводилась оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводилась педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального 13 развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Формы проведения диагностики: - диагностические занятия (по каждому разделу программы); - диагностические срезы; - наблюдения, итоговые занятия. При соотнесении результатов первичной и итоговой диагностики у всех обучающихся выявлена положительная динамика. Наблюдается увеличение числа обучающихся, проявляющих более высокий уровень развития и уменьшение числа обучающихся с более низким уровнем развития. Вывод: таким образом, целостная система образования и психологопедагогического сопровождения обучающихся, созданная в МБДОУ способствует гармоничному развитию и социализации детей. Образовательный и коррекционноразвивающий процессы в МБДОУ организованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к дошкольному образованию и направлены на реализацию Образовательных программ, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, квалифицированную коррекцию недостатков в развитии, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка. Проанализировав данные по выполнению программы, следует отметить положительные результаты выполнения программы по всем образовательным областям во всех подгруппах. В подгруппе раннего возраста дети быстро адаптировались. Все дети развиваются в норме по возрастным показателям. По результатам мониторингового исследования высокий процент со средним уровнем. Необходимо направить работу воспитателей на социально-коммуникативное и физическое развитие детей, создавать условия для выполнения программных задач, активизировать детей на непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, анализировать достижения детей совместно с родителями. По результатам педагогической диагностики по всем возрастным подгруппам отмечено, что динамика развития соответствует возрасту детей. Основные направления развития учреждения. МБДОУ с сентября 2020 года является участником городского проекта «Модели дошкольного образования для детей в возрасте 0+» (Распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 22.10.2020 № 2725/46/36). В 2021 – 2022 учебном году была продолжена работа по кратковременному образовательному модулю «Вместе с мамой» для детей раннего возраста с 1 года до 2 лет, не посещающих дошкольное учреждение и не обучающихся по основной общеобразовательной программе. Ежегодно педагогами учреждения проводится работа по выявлению талантливых и одаренных детей с целью реализации творческих достижений воспитанников. Анализ участия воспитанников и педагогов в конкурсах разного уровня показывает, что в МБДОУ создаются условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей, вовлечения родителей в совместную деятельность с детским садомпо развитию одаренности детей. В 2022 году воспитанники под руководством педагогического коллектива принимали активное участие в мероприятиях различного уровня (районный, городской, всероссийский). 14 Март 2022 Районный этап Городского Фестиваля-конкурса для дошкольников «Музыкальный калейдоскоп» (1 место в номинации «Народный танец»); Городской этап Фестиваля-конкурса для дошкольников «Музыкальный калейдоскоп» (участники). Апрель 2022 Городской конкурс-праздник «Салют героям!» (участник); Районный фестиваль детского творчества «Весенние веснушки» - 2022 (участник). Районный этап городского праздника поэзии «Звездочки» -2022 (участник) Городской проект «Россия – многонациональное государство» (победитель) Ноябрь 2022 Дополнительное образование В детском саду в 2022 году дополнительные общеразвивающие программы реализовались по нескольким направлениям: художественному, естественнонаучному. Источник финансирования: средства физических лиц. Подробная характеристика в таблице. № 1 Направленность / Наименование программы Форма организации Возраст Художественное кружок 3-7 лет кружок 2-7 лет 2.1 Легоконструирование кружок 2-7 лет 3 Социально-педагогическое «Сказка за сказкой» (музыкальнокружок логопедический) 1.1 1.2 2 3.1 Ритмопластика Нетрадиционная техника рисования и художественной лепки «Радуга» Техническое 2-7 лет Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям: результативность работы, по уровням развития ребенка; участие в выставках творческих работ; создание банка достижений. Реализация Программы ПОУ позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка, так как сориентирована на его индивидуальные особенности и позволяет определить перспективы его личностного развития. В 2022 году в детском саду кружками охвачено было 95 воспитанников по 15 направлениям. Анализ родительского опроса, проведенного в конце 2022 года, показывает, что дополнительное образование в детском саду реализуется достаточно активно, наблюдается небольшой рост посещаемости занятий в сравнении с 2021 годом. Детский сад планирует во втором первом полугодии 2023 года начать реализовывать новые программы дополнительного образования по естественно-научной направленности. Детский сад реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основной образовательной программы дошкольного образования. За 2022 реализации программы воспитания родители выражают удовлетворенность воспитательным процессом в детском саду, что отразилось на результатах анкетирования, проведенного 20.12.2022. Вместе с тем, родители высказали пожелания по введению мероприятий по физическому развитию в календарный план воспитательной работы детского сада, например, совместно с родителями различные эстафеты или мастер-классы. Предложения родителей будут рассмотрены и при наличии возможностей детского сада включены в календарный план воспитательной работы МБДОУ на второе полугодие 2023 года. IV. Оценка качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы. Одним из условий качества образования являются педагогические кадры. Отличительной особенностью педагогического коллектива является большой стаж педагогической деятельности (10 и более лет педагогической деятельности, практической деятельности с детьми). В 2022 году штатная численность педагогических работников составляет 8 человек: 5 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 педагог-психолог, 1 учительлогопед. Высшее профессиональное образование имеет – 4 человека, что составляет 50% от общего состава педагогических работников МБДОУ. Среднее профессиональное образование - 4 человека. Показатели педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию не изменились, из числа педагогов аттестовавшихся на высшую категорию нет. Показатель педагогических работников, имеющих 1 квалификационную категорию остается на прежнем уровне по сравнению с предыдущим учебным годом – 6 педагогов имеют 1 квалификационную категорию, 2 педагогических работника не имеют категорию, аттестация сотрудников не имеющих категорию запланирована на первый квартал 2023 года. Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами - 100 %. Педагогический коллектив МБДОУ объединен едиными целями на решение приоритетных задач дошкольного образования. Анализ характеристики педагогического состава подтверждает эффективность кадровой политики в рамках формирования коллектива. Опытные педагоги осуществляют педагогическую поддержку и наставничество для сотрудников с небольшим стажем работы. Администрация МБДОУ сохранила прежний состав команды, в которой работают специалисты, имеющие специальную подготовку и уровень профессионализма в управленческой деятельности. 16 Повышение квалификации педагогических работников в 2022 году. ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», «Развитие профессиональных компетенций педагогов по обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах»; АНО ДПО «ОЦ Каменный город», «Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО»; ООО «Высшая школа делового администрирования», «Оказание первой помощи». В МБДОУ создана система повышения профессиональной квалификации педагогов, через организацию планомерной методической работы, которая является составной частью единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации Постоянно совершенствуются условия для профессионального саморазвития всех педагогов. Педагогическим работникам МБДОУ представлена возможность повышать свою квалификацию через различные формы обучения: курсы повышения квалификации, вебинары, методические объединения и городскую ассоциацию педагогов, профессиональные конкурсы различного уровня и другие формы. Материально-техническое обеспечение. Состояние материально-технической базы (далее – МТБ) и содержание здания детского сада соответствует санитарным нормам и правилам безопасности. Здание детского сада расположено на благоустроенном участке. Территория ограждена забором, озеленена насаждениями по всему периметру. Въезды и входы на территорию детского сада имеют твердое покрытие. По периметру здания предусмотрено наружное электрическое освещение. Дошкольное образовательное учреждение обеспечено автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения о пожаре, кнопкой экстренного вызова вневедомственной охраны. В наличие имеется видеонаблюдение. Информационно-методическая база насчитывает 2 компьютера и 3 ноутбука, 2 телевизора, 2 проектора, 4 музыкальных центра, 4 МФУ, цифровая видеокамера и фотоаппарат, интерактивная доска, экран, 5 портативных колонок, 4 принтера (в том числе цветной). Развивающая среда МБДОУ № 365 организована с учетом методических рекомендаций к организации развивающей предметно-пространственной среды с ФГОС ДО, учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. За период 2022 года материально-техническая база детского сада пополнена в соответствие требованиям к реализации ООП дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования. Приобретены наглядно-дидактические и методические пособия, игрушки, развивающие игры. Развивающая предметно-пространственная среда совершенствуется и обновляется. Материально-техническая база МБДОУ детского сада № 365 соответствует требованиям ФГОС, систематически развивается и дополняется. В системе создается комфортная, безопасная, содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная, предметно-пространственная развивающая среда. Организация образовательного пространства и разнообразие игрового материала обеспечивает 17 игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность воспитанников. Насыщенность предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрастным возможностям воспитанников и содержанию образовательной программы детского сада. Помещения детского сада, групповые комнаты соответствуют требованиям и санитарным нормам, принципам эстетики и эргономики. В группах оборудованы центры развития для реализации возможностей самовыражения детей и детской инициативы. В течение 2022 году пополнился фонд библиотечно-информационного обеспечения. Приобретены методические и дидактические пособия для педагогов. Обновлена методическая база педагогов групп. Обеспеченность учебно-наглядными пособиями составляет – 100%. Обеспеченность учебно-методическими пособиями и художественной литературой – 100%. Обеспеченность спортивным инвентарем – 100%. Материальная база систематически пополняется и при необходимости обновляется. Таким образом, учебно-методическое обеспечение, библиотечно-информационное обеспечение в МБДОУ № 365 соответствует требованиям реализуемо образовательной программы, обеспечивает образовательную деятельность, присмотр и уход за детьми. В МБДОУ № 365 созданы все необходимые условия для повышения мотивации участников образовательных отношений на личностное саморазвитие, самореализацию, самостоятельную творческую деятельность. Материально- техническая база полностью укомплектована и обновляется, и расширяется по мере необходимости. V. Функционирование внутренней системы оценки качества образования. Целью системы оценки качества образования в МБДОУ является установления соответствия качества дошкольного образования Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется в учреждении на основе внутреннего контроля и мониторинга. Внутренняя система оценки качества образования – совокупность организационных норма и правил, обеспечивающих объективную информацию и последующую оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности деятельности структурных подразделений, включая качество имеющихся ресурсов, качество образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг. В рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования осуществляется контроль качества образования по следующим направлениям: качество образования, условия функционирования и развития, эффективность функционирования. Результаты внутреннего мониторинга способствуют принятию обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным годовым планом, графиком контроля на месяц, который доводится до членов педагогического коллектива. Результаты внутреннего контроля оформляются в виде справок, актов, отчетов, карт наблюдений. Итоговый материал содержит констатацию фактов, выводы и предложения. Информация о результатах доводится до работников МБДОУ в течение 7 дней с момента завершения проверки. По итогам 18 контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводится заседания педагогического совета и административные совещания. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательной деятельности для эффективного решения задач управления качеством образования. По результатам мониторинга заведующий издает приказ, в котором указывается управленческое решение, ответственные лица по исполнению решения, сроки устранения недостатков, сроки проведения дополнительного контроля устранения недостатков (при необходимости), поощрения педагогов. При проведении внутренней оценки качества образования изучается степень удовлетворенности родителей качеством образования в МБДОУ на основании анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, опроса. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные. Дети успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники подготовительной группы показали высокие показатели готовности к школьному обучению. В течение года воспитанники успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня. С целью информирования родителей об организации образовательной деятельности в МБДОУ оформлены информационные стенды, информационные уголки для родителей в группах, проводятся совместные мероприятия детей и родителей, праздники, досуги. Вывод: Система внутренней оценки качества образования функционирует в соответствии с требованиями действующего законодательства. VI. Анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. N п/п 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 Показатели Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (10,5 часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: Единица измерения Результат человек 166 человек человек человек 166 0 0 человек 0 человек человек 28 138 человек/% 166/100% 19 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 1.5.2 1.5.3 1.6 1.6.1 1.6.2 1.6.3 1.6.4 1.7 1.7.1 1.7.2 1.7.3 1.8 1.8.1 1.8.2 1.8.3 1.8.4 1.8.5 1.9 В режиме полного дня (10,5) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: По коррекции в физическом и (или) недостатков Психическом развитии По освоению образовательной программы дошкольного образования По присмотру и уходу Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Без категории Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет От 20 до 30 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет человек/% человек/% человек/% 166/100% 0 0 человек/% 0 человек/% 0 человек/% 0 человек/% 0 человек 8 человек/% 4/50% человек/% 4/50% человек/% 4/50% человек/% 3/37,5% человек/% 5/90% человек/% человек/% человек/% 0/0% 6/75% 2/25% человек/% 8/100% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% 1/12,5% 1/12,5% 5/62,5% 0/0% 1/12,5% человек/% 0/0% 20 1.10. 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.15.1 1.15.2 1.15.3 1.15.4 1.15.5 1.15.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Численность/удельный вес численности педагогических человек/% работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 30 до 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических человек/% Работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации/профессиональную переподготовку по человек/% профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном человек/% процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в человек/ человек дошкольной образовательной организации Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: да/нет Музыкальный руководитель да/нет Инструктор по физической культуре да/нет Учитель-логопед да/нет Логопед да/нет Учитель-дефектолог да/нет Педагог-психолог Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется кв.м. образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника да/нет Наличие отдельного физкультурного зала да/нет Наличие отдельного музыкального зала да/нет Наличие совмещенного физкультурного и музыкального зала да/нет Наличие спортивной площадки на свежем воздухе да/нет Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке 8/100% 0/0% 8/100% 8/100% 8/166 да нет да нет нет да 2,5 да да нет да да Анализ показателей указывает на то, что детский сад имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и 21 оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС ДО. Детский сад укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников, которые регулярно проходят повышение квалификации, что обеспечивает результативность образовательной деятельности. 22