Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сказка за сказкой"

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа кружка «Сказка за сказкой» социальнопедагогической направленности

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Авторы - разработчики:
Лазоркина Н.В., педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

1

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
1.2. Цель и задачи реализации Программы…………………………………..................7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план………………………………………………………………………..9
2.2. Содержание учебного плана……………………………………………………….13
2.3. Планируемые результаты…………………………………………………………..23
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………………..24
3.2. Информационное обеспечение…………………………………………………….24
3.3. Кадровое обеспечение……………………………………………………………...24
3.4. Методические материалы…………………………………………………………..24
3.5. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы……………………………25
3.6. Список литературы…..………………………………………………………...........26
3.7. Приложение………………………………………………………………………….27

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I.I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная программа
кружка «Сказка за сказкой» (далее-Программа) имеет социально-педагогическую
направленность и соответствует ознакомительному уровню освоения программы.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации Программы:
Программа составлена на следующей нормативно-правовой основе:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9. Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 27
июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
10. Устав МБДОУ-детский сад № 365.
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБДОУ-детский сад № 365.
12. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МБДОУдетский сад № 365.
Актуальность Программы. Своевременное овладение правильной, чистой
речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его
мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким
произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда
3

причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной
незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных
движений и многое другое. Сами собой дефекты звукопроизношения не
исправляются. Известно, что ребенок развивается в движение. Ученые
коррекционной педагогики доказали связь между развитием движений и речи.
Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию
напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми
нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет
собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс.
Коррекция нарушенных функций, а также развитие сохранных функций требуют от
ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли,
развития памяти (образной, эмоциональной, словеснологической, двигательномоторной, произвольной). Поэтому возникла необходимость в осуществлении
дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких
видов речевой работы стали занятия по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Логоритмика» (далее-Программа). Логоритмика-это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в
которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого
материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих
нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций
и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные
функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем
выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой
стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является
одним из основных элементов в двигательнопространственных упражнениях. Ритм
речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию
координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной
ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания,
развиваются речевой слух, речевая память.
Отличительные особенности программы. Особое внимание данная программа
уделяет следующим проблемам: здоровьесбережнию, развитию высших психических
функций, речевому, ритмическому, коммуникативному и эмоционально-личностному
развитию.
Логоритмические
занятия
программы
включают
в
себя
здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь
организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению
уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного
запаса детей. Данная Программа составлена с учётом возрастных и психологических
4

особенностей старшего дошкольного возраста.
Адресат Программы.
Программа адресована детям от 5 до 7 лет. К 5 годам у детей возрастает интерес
и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения
среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми.
Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных
потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить
эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и
сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами
вежливого обращения. У детей начинает формироваться способность контролировать
свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы
переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается
многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения,
удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит
в основе нравственных поступков.
В речевом развитии детей улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают
ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со
взрослым становится внеситуативной. Число детей, одновременно находящихся в
группе от 7 до 12 человек.
Режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю. Дети 5-7 лет (старшая группа) 25 минут. Дети
6-7 лет (подготовительная к школе группа) 30 минут. Перерыв на отдых 10 минут, в
соответствии с СанПин нормами.
Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных часов
составляет 72 часа в год. На весь период обучения запланировано 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 2 года
обучения.
Уровневость общеразвивающей программы:
«Стартовый уровень» обучения предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержанияобщеразвивающей программы.
5

Формы обучения, используемые в общеразвивающей программе:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые.
Виды занятий, используемые в общеразвивающей программе: беседа, игра,
музыкальные практическое занятие, открытое занятие.
Формы подведения результатов: Реализация данной Программы предполагает
способы проверки прогнозируемых результатов или диагностику индивидуального
развития ребенка педагогом (Приложение). Диагностика проводится в начале
учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития,
состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения
ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого
развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика проводится в виде
обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.

6

I.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов
развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных
навыков в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
 формировать умения и навыки;
 формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом
Развивающие задачи:
 развивать речевое дыхание;
 развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
 развивать тонкие движения пальцев рук;
 развивать фонематическое восприятие;
 формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
 формировать грамматический строй и связную речь;
 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные задачи:
 воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность;
 воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую
выразительность;
 воспитывать нравственно-эстетические чувства.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
 Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных
играх и гимнастике (по подсказке педагога).
 Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений.
Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу.
Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.
 Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном
задании и подчинять этому свои движения.
 Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
 Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков,
слогов, слов.
 Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и
подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
 Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек,
бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры.
7

 Освоить элементарные знания по работе на инструментах со звуковысотным
рядом (ксилофон, металлофон).
К концу 2-го года обучения дети должны уметь:
 Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных
играх гимнастике.
 Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и
характером движений.
 Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и излагать
мысль в монологе.
 Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу,
выказывать желание действовать самостоятельно.
 Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном
задании и подчинять этому свои движения.
 Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
 Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков,
слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.
 Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки,
подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
 Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек,
ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ,
дыхания, общей и мелкой моторики.
 Играть и импровизировать на инструментах.

8

№
п/п

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Старшая группа (5-6 лет)
Количество часов
Форма
Название раздела, тема
Всего Теория Практика аттестации/контроля

1
2
3

«Спор грибов и ягод»
«Путешествие язычка»
«В гостях у лесного гнома»

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

4

«Яблоко» по мотивам сказки
В.Сутеева

2

1

1

Наблюдение

5

«Пых» по мотивам белорусской
народной сказки

2

1

1

Наблюдение

6

«Спор овощей»

2

1

1

Наблюдение

7

«Колосок» по мотивам
украинской народной сказки

2

1

1

Наблюдение

8
9

«Приключения дождика»
«Краски осени»

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

10
11
12

«Палочка-выручалочка» по
мотивам сказки В.Сутеева
«Как коза избушку в лесу
построила» по мотивам русской
народной сказки»
«Кот, петух и лиса» по мотивам
русской народной сказки»

13
14

«Теремок-холодок»
«Дед Мороз построил дом»

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Наблюдение

15

«Отчего у белого медведя нос
черный?» по мотивам
юкагирской народной сказки»

2

1

1

Наблюдение

16

«Елка» по мотивам сказки
В.Сутеева»

2

1

1

Наблюдение

17
18

«Снеговик на елке»
«Морозята»

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Наблюдение

19

««Мороз Иванович» по мотивам
сказки В.Одоевского»

2

1

1

Наблюдение

20

«Приключения снежинки»

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

21
22
23

««Снежная книга» по мотивам
рассказа В.Бианки»
«Мороз, солнце и ветер» по
мотивам русской народной
сказки»
«Парад на Красной площади» по
мотивам стихотворения В.

9

Орлова»

24
25
26

«Гуси-лебеди» по мотивам
русской народной сказки»
«Я маму мою обидел» по
мотивам стихотворения
Э.Мошковской
«Кем быть?»

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

4

2

2

Наблюдение

27

«Откуда у носорога шкура?» по
мотивам сказки Р.Киплинга

2

1

1

Наблюдение

28

«Откуда у кита такая глотка?» по
мотивам сказки Р.Киплинга

2

1

1

Наблюдение

29

«Откуда у кита такая глотка?» по
мотивам сказки Р.Киплинга

2

1

1

Наблюдение

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

72

36

36

30
31
32
34
35
36

«Космическое путешествие»
"Лекарство от зевоты"
"Пасха"
"Колобок"
«Волшебное зеркальце» по
мотивам чешской народной
сказки
«Как муравьишка дом солнышка
искал»
ИТОГО

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

№
п/п

Количество часов
Название раздела, тема
Всего

Теория Практика

Форма
аттестации/контроля

1

Дядюшка Ау.

2

1

1

Наблюдение

2

Сергиюшко по мотивам сказки
Е. Честнякова.

2

1

1

Наблюдение

3
4

Медведь и хвост.
Магазин «Природа».

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Наблюдение

5

Сивка-Бурка по мотивам русской
народной сказки.

2

1

1

Наблюдение

6

Как заяц и дрозд урожай
растили.

2

1

1

Наблюдение

7

Вершки и корешки по мотивам
русской народной сказки.

2

1

1

Наблюдение

10

8

Петушок-золотой гребешок и
чудо-меленка по мотивам
русской народной сказки.

2

1

1

Наблюдение

9

Занятие 9. Лягушкапутешественница по мотивам
сказки В. Гаршина.

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

10
11
12

Новый каравай по
стихотворению В. Приходько.
Четыре желания по мотивам
рассказа К. Ушинского.
Разноцветная книга.

13

Проказы зимы по мотивам
сказки К. Ушинского.

2

1

1

Наблюдение

14

Заяц, косач, медведь и Дед
Мороз по мотивам сказки В.
Бианки.

2

1

1

Наблюдение

15
16

Почтовая история.
Как ворона Снегурочкой стала.

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Наблюдение

17

Двенадцать месяцев по мотивам
сказки С. Маршака.

2

1

1

Наблюдение

18

Серебряное копытце по мотивам
сказки П. Бажова.

2

1

1

Наблюдение

19

Зима-пекариха.

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

2

2

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Занятие 20. Госпожа Метелица
по мотивам сказки братьев
Гримм.
Каша из топора по мотивам
русской народной сказки.
Стойкий оловянный солдатик по
мотивам сказки Г.Х. Андерсена.
Сказка о Иване-крестьянском
сыне и Ытыре-Фытыре.
Звездный мальчик по мотивам
сказки О. Уайльда.
Заколдованный холм по мотивам
английской народной сказки.
Два клена по мотивам русской
народной сказки.
Как поп работницу нанимал по
мотивам сказки С. Писахова.
Снегурочка по мотивам русской
народной сказки.
Звездный бал.
Космонавтом быть хочу!
Робот по мотивам
стихотворения В. Берестова.

11

32
33
34
35
36

Беляночка и Розочка по мотивам
немецкой народной сказки.
Баллада о юном барабанщике.
В гостях у лесных гномов.
Подарки гномов.
Приключения Буратино по
мотивам сказки А. Толстого.
ИТОГО

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

72

37

37

12

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Содержание учебно (тематического) плана 1 год обучения.
1. «Спор грибов и ягод».
Теория: Что такое осень. Осенний лес. Виды грибов и ягод. Иллюстрации грибов и
ягод в осеннем лесу.
Практика: Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей. Учить
координировать движения со словами, добиваться четкого произнесения
чистоговорки [c – c’], развивать мелкую мускулатуру рук.
2. «Путешествие язычка».
Теория: Электричка, поезд и пассажиры.
Практика: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной
артикуляции. Развитие мелкой моторики и координации движений. Провести
логопедическую гимнастику, чистоговорку [c – c’]. Разучить игру «Здравствуй,
друг!».
3. «В гостях у лесного гнома».
Теория: Кто же такой гном? Знакомство с ягодами.
Практика: Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка», логопедическая
гимнастика на укрепление губ. Упражнение на развитие ритмического звука «По
ягоды». Развивать умение образовывать прилагательные и существительные.
4. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева.
Теория: Герои сказки Сутеева В.: ворона, белка, ёжик, заяц и другие.
Практика: Развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции.
Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные
навыки в речевых и подвижных играх.
5. «Пых».
Теория: Знакомство с белорусской народной сказкой.
Практика: Развивать координацию речи и движения, чувство ритма. Продолжать
работать над звуком [д-д’]. Стимулировать микроциркуляцию крови и обмена
веществ в области лица посредством самомассажа и упражнений на развитие
мимических мышц..
6. «Спор овощей».
Теория: Знакомство с осенним месяцем «Октябрь».
Практика: Продолжать четко произносить звук [д-д’] c движениями, развивать
мелкую моторику рук. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Рузучивание игры «Здравствуй, осень!».
7. «Колосок» по мотивам украинской народной сказки.
Теория: Знакомство со сказкой и ее героями: два мышонка, петушок.
Практика: Развивать психофизические способности детей, фантазию и воображение в
игре. Формировать коммуникативные качества детей и прививать элементарные
этические нормы поведения.
8. «Приключения дождика».
Теория: туча, грибы, дождь, плоскостные лужи.
13

Практика: Формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное
отношение к ней. Развивать воображение и пантомимические навыки. Вызвать у
детей положительный эмоциональный настрой. Учить произносить фразы с
определенной
интонацией.
Поощрять
творческую
инициативу,
умение
импровизировать.
9. «Краски осени».
Теория: Знакомство с музыкальным произведением вальс «Осенний сон».
Практика: Учить детей сильному и слабому выдоху. Развивать речь через
звукоподражание и чистоговорки. Развивать творческую фантазию, умение
импровизировать, свободно общаться в заданной ситуации.
10. «Палочка-выручалочка».
Теория: Знакомство со сказкой В. Сутеева. Показать иллюстрации сказки под
фонограмму «Осень» А. Вивальди.
Практика: Психофизическое освоение игрового пространства. Учить наполнять это
пространство образами, превращаясь в любой предмет, вещество, явление,
абстракцию. Учить детей свободно действовать в вымысле. Развивать фантазию и
творческую инициативу.
11. «Как коза избушку в лесу построила».
Теория: Знакомство с русской народной сказкой.
Практика: Развивать внимание. Работать над чувством ритма и координацией
движений. Продолжать работать над четким произношением звука [д-д’]. Развивать
мимику.
12. «Кот, петух и лиса».
Теория: Знакомство с русской народной сказкой.
Практика: Закреплять знания детей о временах года. Упражняться в произнесении
звука [р-р’]. Укреплять круговую мышцу рта. Развивать умение округлять губы и
удерживать их в таком положении.
13. «Теремок-холодок».
Теория: Знакомство с временем года «Зима». Что такое холодок?
Практика: Развивать моторику рук. Упражняться в произнесении чистоговорки на
звук [д-д’]. Способствовать динамике движений кончика языка внутри рта, улучшать
нервную проводимость, усиливать кровоснабжение мышц языка.
14. «Дед Мороз построил дом».
Теория: Знакомство с зимними месяцами. Знакомство с зимними явлениями.
Практика: Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических
компонентов речи. Формировать навык выразительных и ритмичных движений под
музыку.
15. «Отчего у белого медведя нос черный?».
14

Теория: Знакомство с юкагирской народной сказки.
Практика: Развивать координацию движений и ритм. Вырабатывать подъем языка,
гибкость и подвижность его кончика. Развивать челюстно-артикуляционные мышцы.
16. «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева
Теория: Знакомство со сказкой «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева.
Практика: Развивать мелкую моторику рук. Разучить стихотворение с движениями
«Как на горке снег». Вырабатывать подъем языка, укреплять его мышцы. Работать
над четким произношением звука [п-п’].
17. «Снеговик на елке».
Теория: Знакомство с песнями о Деде Морозе и Снеговике.
Практика: Развивать выразительность речи. Укреплять мышцы губ и формировать
навык равномерного продолжительного выдоха. Упражняться в произнесении
чистоговорки [в-в’]. Развивать мышцы шеи, мимические мышцы.
18. Морозята.
Теория: Знакомство с персонажами «Морозятами».
Практика: Учить произносить скороговорку в быстром темпе. Развивать мелкую
моторику рук, координацию речи и движений, укреплять губы. Работать над четким
произношением звука [з-з’].
19. «Мороз Иванович» по мотивам сказки В.Одоевского.
Теория: Знакомство со сказкой по мотивам сказки В.Одоевского.
Практика: Учить произносить скороговорку в быстром темпе. Развивать мелкую
моторику рук, координацию речи и движений, укреплять губы. Работать над четким
произношением звука [з-з’].
20. Приключения снежинки.
Теория: Снежинка чудо природы. Интересная история о приключениях снежинки.
Практика: Знакомить детей с устным народным творчеством. Развивать дыхание.
Развивать мелкую моторику рук. Автоматизировать звук [ц] в чистоговорке.
Развивать мимико-артикуляционные мышцы, стимулировать движения нижней
челюсти.
21. «Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки.
Теория: Знакомство с рассказом В. Бианки «Снежная книга».
Практика: Упражняться в координации речи и движений. Развивать тонике движения
пальцев рук. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Разучить
коммуникативную игру «Здравствуй, дружок!».
22. «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки.
Теория: Знакомство с русской народной сказкой.
15

Практика: Упражняться в развитии дыхания на гласные звуки. Учить делать
самомассаж языка, укреплять круговую мышцу рта. Работать над четким
произношением звука [л-л’]. Развивать внимание, координацию речи и движений губ
и выдоха.
23. «Парад на красной площади» по мотивам стихотворения В.Орлова.
Теория: Праздник День защитника Отечества. Особенности праздника, традиции.
Практика: Закреплять представления детей о Празднике 23 февраля - День защитника
Отечества. Развивать внимание, дыхание. Вырабатывать гибкость и подвижность,
упругость кончика языка. Работать над четким произношением звука [т-т’].
«Снегурушка и Лиса»
24. «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки.
Теория: Знакомство с народной сказкой «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной
сказки.
Практика: Развивать гибкость и подвижность языка, научить держать язык
распластанным, широким. Развивать дыхание. Развивать мелкую моторику рук,
общую моторику. Работать над четким произношением звука [к-к’].
25. «Я маму мою обидел» по мотивам стихотворения Э.Мошковской.
Теория: Знакомство со стихотворением Э.Мошковского.
Практика: Закрепить знания детей о празднике 8 Марта. Развивать динамическую
сторону общения через коммуникативную игру. Развивать дыхание, внимание.
Работать над четким произношением звука [м-м’].
26. «Кем быть».
Теория: Знакомство с различными профессиями.
Практика: Развивать общую моторику. Автоматизировать звук [р-р’] в чистоговорке.
Развивать координацию речи и движений, подвижность языка.
27. «Откуда у носорога шкура?» по мотивам сказки Р.Киплинга Теория.
Теория: знакомство со сказкой Р. Киплинга.
Практика: Развивать динамическую сторону общения. Дифференцировать звуки [кк’]. Развивать мимико-артикуляционные мышцы.
28. «Откуда у верблюда горб?» по мотивам сказки Р. Киплинга
Теория: знакомство со сказкой Р. Киплинга.
Практика: Развивать память, внимание, дыхание. Работать над
произношением звука [з-з’].

четким

29. «Откуда у кита такая глотка?» по мотивам сказки Р.Киплинга
Теория: знакомство со сказкой Р. Киплинга.
Практика: Упражняться в произнесении шипящих звуков. Развивать общую
моторику, мелкую моторику рук.
30. «Космическое путешествие».
16

Теория: Знакомство с темой космоса. День космонавтики.
Практика: Упражняться в произнесении шипящих звуков. Развивать общую
моторику, мелкую моторику рук.
31. «Лекарство от зевоты».
Теория: Знакомство с временем года «Весна».
Практика: Автоматизировать звук [х-х’]. Развивать координацию движений и речи.
Развивать гибкость языка, его подвижность, укреплять мышцы языка.
32. «Пасха».
Теория: Знакомство с традициями праздника «Пасха».
Практика: Развивать мелкую моторику рук. Активизировать мышц губ и зева.
Стимулировать движения нижней челюсти. Развивать координацию движений и
речи.
33. «Колобок».
Теория: Знакомство с русскими народными песнями, потешками.
Практика: Развивать общую и мелкую моторику. Укреплять мимико-артикуляторные
мышцы лица. Работать над выразительностью речи.
34. «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки.
Теория: Знакомство с чешской народной сказкой «Волшебное зеркальце».
Практика: Развивать внимание, мелкую моторику рук. Развивать координацию
движений и речи. Укреплять мускулатуру губ и щек. Способствовать растяжке
подъязычной связки (уздечки).
35. Как муравьишка дом солнышка искал.
Теория: Знакомство со сказкой «Как муравьишка дом солнышка искал».
Практика: Развивать мелкую моторику рук. Автоматизировать в речи звук [ж].
Стимулировать мимико-артикуляторные мышцы лица.
36. История о том, как гном построил дом.
Теория: Знакомство со сказкой «История о том, как гном построил дом».
Практика: Развивать тонкую мускулатуру пальцев рук. Отрабатывать подъем языка.
Развивать подвижность кончика языка.
Содержание учебно (тематического) плана 2 год обучения.
1. «Дядюшка АУ».
Теория: Знакомство с музыкальным произведением пьеса «Сентябрь» из цикла
«Времена года».
Практика: Уточнить артикуляцию звука [Г] в проговаривании чистоговорок.
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. Развивать силу голоса
в упражнениях и играх.
2. «Сергиюшко» .
Теория: Знакомство со сказкой Честнякова.
Практика: Развивать мимико-артикуляционные мышцы, стимулировать движения
нижней челюсти. Учить детей быстро реагировать на команды и менять движения в
17

процессе подвижной игры «Не заблудись». Развитие ориентации в пространстве.
3 «Медведь и хвост».
Теория: Знакомство со сказкой Чуковского К. «Медведь и хвост».
Практика: Развивать мимико-артикуляционные мышцы, стимулировать движения
нижней челюсти с помощью логопедической гимнастики.
4. Магазин «Природа».
Теория: Знакомство с фрагментами музыки Вивальди «Времена года». Знакомство с
цветами.
Практика: Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Н-Н’] в чистоговорках.
5. «Сивка-бурка».
Теория: Знакомство с народной сказкой «Сивка-бурка»
Практика: Активизация внимания, развитие фонематического восприятия. Закрепить
умение детей дифференцировать звуки [С-С’] в чистоговорках. Отработка подъёма
языка и подготовка его к выработке вибрации с помощью логопедической
гимнастики.
6. «Как заяц и дрозд урожай растили».
Теория: Знакомство со сказкой «Как заяц и дрозд урожай растили». Знакомство
русским народным устным фольклором.
Практика: Развитие ритмического слуха в процессе ритмических игр «Ритмическое
эхо», «Капли».
7. «Вершки и корешки».
Теория: Знакомство с народной сказкой «Вершки и корешки».
Практика: Развивать у детей координацию движений с помощью упражнения
«Колоски». Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Х-Х’] в
чистоговорках.
8. «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка».
Теория: Знакомство с народной сказкой. «Петушок-золотой гребешок и чудомеленка».
Практика: Выработка правильной осанки. Воспитание правильного речевого
дыхания. Массаж пальцев «Овощи». Развивать подвижность и силу пальцев рук,
точность их движений.
9. «Лягушка путешественница».
Теория: Знакомство со сказкой В. Гаршина. «Лягушка путешественница».
Практика: Активизировать слуховое внимание. Развивать динамический слух:
«быстро-медленно». Учить детей изменять движения в соответствии с изменением
музыки.
10. «Новый каравай».
Теория: Знакомство со стихотворением В. Приходько «Новый каравай».
Практика: Развитие речевого дыхания (чередование длительного плавного и сильного
18

целенаправленного выдоха). Учить детей ориентироваться в пространстве,
подвижная игра «Не ошибись». Вырабатывать правильную осанку, умение
самостоятельно строиться в колонну.
11. «Четыре желания».
Теория: Знакомство с рассказом К. Ушинского «Четыре желания».
Практика: Уточнять артикуляцию звуков [Д-Д’] и закрепить их чистое произношение
в речевых играх. Игра на развитие творческих способностей и воспитания выдержки
«Цапля».
12. «Разноцветная книга».
Теория: Знакомство с рассказом «Разноцветная книга».
Практика: Закрепить умение детей дифференцировать звуки [З-З’] в чистоговорках.
Учить детей выполнять артикуляционные упражнения под счёт. Разучить с детьми
комплекс оздоровительных упражнений для горла.
13. «Проказы зимы».
Теория: Знакомство со сказкой К. Ушинского «Проказы зимы».
Практика: Закреплять знания по лексической теме «Зима». Тренировать способность
ориентироваться в пространстве с помощью упражнений на координацию речи и
движений.
14. «Заяц, косач, медведь и дед мороз».
Теория: Знакомство со сказкой В. Бианки «Заяц, косач, медведь и дед мороз».
Практика: Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
Мимическая
гимнастика и развитие артикуляции с помощью скороговорки «Орешки».
15. «Почтовая история».
Теория: Знакомство с рассказом «Почтовая история».
Практика: Развитие чувства ритма с помощью игр «Мосток». Подвижная игра на
внимание «Самолет».
16. «Как ворона Снегурочкой стала».
Теория: Знакомство со скороговоркой «Три сороки». Организация игры «Снеговик
Игорка».
Практика: Отработка положения языка необходимого при постановке звука [Л] с
помощью логопедической гимнастики.
17. «Двенадцать месяцев».
Теория: Знакомство со сказкой С. Маршака. «Двенадцать месяцев».
Практика: Укреплять мускулатуру губ и щек. Способствовать растяжке
подъязычной связки (уздечки) с помощью логопедической гимнастики. Массаж рук
«Зимняя разогревалочка».
19

18. «Серебренное копытце».
Теория: Знакомство со сказкой П. Бажова «Серебренное копытце».
Практика: Отработка положения языка необходимого при постановке звука [Ш] с
помощью чистоговорки. Развивать умение образовывать прилагательные и
существительные.
19. «Зима-пекариха».
Теория: Знакомство с финским фольклором.
Практика: Отработка положения языка необходимого при постановке звука [С-З] с
помощью чистоговорки. Речевая игра «Едем на лошадке». Способствовать динамике
движений кончика языка внутри рта, улучшать нервную проводимость, усиливать
кровоснабжение мышц языка.
20. «Госпожа метелица»
Теория: Знакомство со сказкой братьев Гримм «Госпожа метелица». Значение слова
веретено, показ с помощью иллюстраций.
Практика: Дыхательное упражнение «Снегирей». Логопедическая гимнастика на
укрепление мышц языка. Закрепить звуки [Д-Д’] их чистое произношение в
чистоговорках.
21. «Каша из топора»
Теория: Знакомить детей со сказкой «Каша из топора».
Практика: Тренировать способность ориентироваться в пространстве, понимать
слова «вперёд», «назад», «вправо», «влево». Развивать речевое дыхание, умение
произносить на одном выдохе несколько слов. Выработка умения говорить под
маршевый шаг. Воспитание умеренного темпа речи. Закрепить звуки [Х-К-К’] их
чистое произношение в чистоговорках.
22. «Стойкий оловянный солдатик».
Теория: Знакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Практика: Вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях).
Артикуляционная гимнастика - развивать мышцы шеи. Развивать челюстноартикуляционные мышцы посредством логопедических упражнений и игра:
«Барабанщик», «Пусть делают все так, как я» и так далее.
23. «Сказка о Иване - крестьянском сыне и ытыре-фытыре».
Теория: Знакомить детей с русской сказкой «Сказка о Иване - крестьянском сыне и
ытыре-фытыре».
Практика: Речевая гимнастика на укрепление мускулатуры губ и щек, попевка
«Труба», ритмическая игра «Кузнец», польская народная игра «Сапожник»,
чистоговорка [Н-Н’], упражнение на координацию речи и движения «На коне»,
20

упражнение на раскачивание «Лодочка», дразнилка со звучащими жестами «ЫтырФытыр».
24. «Звездный мальчик».
Теория: Знакомить детей со сказкой О. Уайльда «Звездный мальчик».
Практика: Закрепить динамику движений кончика языка внутри рта, для улучшения
нервной проводимости, усиления кровоснабжения мышц языка. Упражнения на
коррекцию речи и движения. Закрепить звуки [Л-Л’] их чистое произношение в
чистоговорках.
25. «Заколдованный холм».
Теория: Знакомить детей с английской народной сказкой «Заколдованный холм».
Практика: Побуждать детей двигаться в разных ритмах: наклоны вперед и назад,
меняются местами - упражнение на развитие боковых мышц «Пильщики». Закрепить
звуки [Р-Р’] их чистое произношение в чистоговорках.
26. «Два клена».
Теория: Знакомить детей с русской народной сказкой «Два клена».
Практика: Побуждать детей двигаться в разных ритмах (бег, прыжки). Учить детей
менять движения в соответствии с изменением музыки. Понимать и употреблять в
речи предлоги «перед» и «за», используя кинестетический метод. Активизировать
слуховое внимание. Счёт «один-много». Развивать у детей способность ощущать
состояние мышечного напряжения и расслабления. Закрепить умение детей
дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре «Круглый год».
27. «Как поп работницу нанимал».
Теория: Знакомить детей с русской народной сказкой «Как поп работницу нанимал».
Практика: Упражнения для развития творческого воображения, коррекцию речи и
движения: «Веник», «Мы шагаем», Пильщики».
28. «Снегурочка».
Теория: Знакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
Практика:
Укрепление
жевательно-артикуляторных
мышц
посредством
логопедической гимнастики, чистоговорок с движениями, ритмических и
пальчиковых игр: «Наперсток», «Веник», «Шаловливые сосульки», «Бегут, бегут со
двора», «Цветок».
29. «Звездный бал».
Теория: Познакомить детей с темой «Космос», с планетами солнечной системы,
основными понятиями.
Практика: Закрепить звуки [Р-Р’] и их чистое произношение в чистоговорках.
Логопедические игры - игра на внимание собираемся на бал. Коммуникативная игра
«Звезды».
21

30. «Космонавтом быть хочу!»
Теория: Знакомить детей с профессией «Космонавт». Рассказать детям о Дне
Космонавтики, о первом космонавте Ю. Гагарине.
Практика: Закрепить звуки [Т-Т’] и их чистое произношение в чистоговорках.
Упражнение на развитие слухового внимания «Приземление».
31. «Робот».
Теория: Знакомить детей со стихотворением В. Берестова «Робот».
Практика: Закрепить звуки [Д-Д’] и их чистое произношение в чистоговорках.
Упражнение на развитие речевого дыхание «Робот». Упражняться в развитии
артикуляции с помощью скороговорки.
32. «Беляночка и Розочка».
Теория: Знакомить детей с немецкой народной сказкой «Беляночка и Розочка».
Практика: Обогащать словарь за счёт имён существительных, обозначающих
названия цветов. Упражнения на координацию движений, пальчиковых игр,
ритмических игр: «Цветок», «Герасим-грачевник», «Шаловливые сосульки», «По
дороге мы идем».
33. «Баллада о юном барабанщике»
Теория: Познакомить детей с праздником «День Победы».
Практика: Упражнения на коррекцию речи и движения: «Наше оружие», «Герасимграчевник», «По дороге мы идем»..
34. «В гостях у лесных гномов».
Теория: Знакомить детей с рассказом «В гостях у лесных гномов».
Практика: Упражнения на развитие координации движений, пальчиковые игры,
ритмические игры, логопедическая гимнастика: «Эхо», «Дни недели», «Молоточки».
35. «Подарки гномов».
Теория: Знакомить с историческими названиями профессий - портной, сапожник.
Практика: Воспитывать чувство ритма, умение передавать ритмический рисунок по
памяти (в движении и с помощью звукоподражания). Обучать навыкам игры на
музыкальных инструментах (треугольник, колокольчики). Развивать речь, внимание
и координацию движений. Закрепить звуки [Р-Р’] и их чистое произношение в
чистоговорках.
36. «Приключение Буратино».
Теория: Знакомить детей со сказкой «Буратино» А.Толстого.
Практика: Упражнения на развитие координации движений, пальчиковые игры,
ритмические игры, скороговорки: «Раз - два!», «Седьмой прыжок». Закрепить
название дней недели.
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты:
-Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
22

-Умение работать по предложенному плану;
-Умение
проговаривать
последовательность
действий
в
танцах,
играх, хороводах;
-Умение совместно с ребятами и педагогом давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии.
- Проявлять интерес к новому содержанию и способам решения проблем,
приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата,
стремления к совершенствованию своих певческих навыков, танцевальных
способностей;
-Уметь двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки,
различать и точно передавать в пении и танцах начало и окончание музыкальных
фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
Личностные результаты:
-Умеет свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и
непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
-Умеет выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
-Умеет понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-Умеет высказывать свое отношение к героям музыкальных произведений, их
поступкам.
Предметные результаты:
-Уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);
-Уметь использовать приобретенные технические навыки при решении
исполнительских задач;
-Умеет сопереживать, воспринимая музыкальный образ;
-Умеет откликаться на динамические оттенки в музыке;
-Умеет давать характеристику музыкальному произведению;
-Умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, передавая
заданный характер, образ;
-Умеет сформировать подвижный артикуляционный аппарат;
-Умеет выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки;
-Умеет выполнять пальчиковые упражнения, психогимнастические этюды на
напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

23

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое оснащение.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной
Программы предполагают наличие музыкального зала.
Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы:
Шкафы для пособий, ковры, стульчики, столы, зеркало, мольберт, дыхательные
тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания: свистки, свистульки, дудочки,
воздушные шары и другие надувные игрушки. Серии демонстрационных картин
«Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа». Небольшие игрушки
и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал, предметные и
сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих
звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков, настольно-печатные
дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих
звуков. Наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок, игры и пособия для
обучения грамоте. Звучащие игрушки и шумовые инструменты (металлофон,
ксилофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубенчики, маракасы,
барабанчики), звучащие игрушки-заместители, карточки с наложенными и
«зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам. Куклы Биба-бо, игрушки, набор колокольчиков Монтессори (Орфо), занимательные игрушки
для развития тактильных ощущений, «Волшебный мешочек» с мелкими предметами
по всем лексическим темам. Массажные мячики разных цветов и размеров, малые
мячи разных цветов, флажки разных цветов, ленточки, игрушки-шнуровки,
игрушки-застежки, мозаика и схемы выкладывания узоров из нее, мелкие бусы
разных цветов и леска для их нанизывания, занимательные игрушки из
разноцветных прищепок, игрушки на липучках, пальчиковый и варежковый театры.
Ноутбук, экран (интерактивная доска) для демонстрации учебных фильмов и
презентаций, проектор, музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение
Флешкарты и комплект CD-дисков с записями фонограмм детских песен,
классических произведений, фильмов и презентаций.
Кадровое обеспечение.
Лазоркина Нина Владимировна, музыкальный руководитель первой
квалификационной категория по должности.
3.3. Методические материалы.
 Библиотека
литературы
(художественной,
методической,
учебной)
необходимой для работы по предмету;
 методические работы;
 разработки педагога для обеспечения образовательной программы (планы,
конспекты, сценарии);
24

 тематические подборки стихов;
 материалы по диагностике.
3.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
В процессе образовательной деятельности используются: наблюдение,
диагностирование.
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями):
1. Фото-презентация программы на родительском собрании (сентябрь).
2. В конце учебного года отчетное занятие (май).
3. Консультации родителей (законных представителей) при запросе и
необходимости.

25

3.6. Список литературы.
1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная
палитра», 2004г.
2. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой
и В. Чиркиной, М, 2003;
3. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002;
4. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в
детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.
Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Т. А. Куликовской;
7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.,
«ТЦ Сфера», 2010 Юг;
8. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.,
«ТЦ Сфера», 2010 Юг;
9. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
«Скрипторий», 2013г.
10. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников. С-П., Детство-пресс, 2013г.
11. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики». С-П., Невская нота, 2009
г.
12. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М,
ИНКА-ПРЕСС, 2000;
13. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей».
14. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика-Синтез», 2003г.
15. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
16. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.

26

3.7. Приложение.
Мониторинг усвоения программы.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования
состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве,
общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики
учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной
работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы
проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей
в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике
Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.
Критерии:
Слуховое внимание:
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки)впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве:
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой- правое ухо. По 1 баллу за
правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики:
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
27

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2- 3-4-5, 5- 4-3-2-1).
По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Игра «Кулак-ладонь- ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука-ладонь, левая рука-кулак, далеенаоборот. По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память-игра «Попугай» Ребенку предлагают
превратиться в попугайчика. Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и
повторить.
 для детей 5-6 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима,
колобок).
 6-7 лет - из 7 слов (кукла, чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
Тест на двигательную память-игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу, что покажешь, повторю.
- детям 5-6 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в
стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 6-7 лет-серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив
руки).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы:
 Высокий уровень-дети правильно выполняют все задания, не испытывают
затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
 Средний уровень-дети испытывают незначительные затруднения при
выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем
запоминаемого материала снижен.
 Низкий уровень-при выполнении заданий дети прибегают к помощи
взрослого, допускают значительные ошибки.

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».