Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа кружка «Ритмопластики» художественной
направленности
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор - разработчик:
Астафьева Е.А., педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………...
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………………………………
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………….
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, значимые
для реализации Программы....................................................................................................
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный (тематический) план. ......................................................................................
2.2. Содержание (тематического) плана...............................................................................
2.3. Планируемые результаты программы............................................................................
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы....................................................
3.2. Информационное обеспечение........................................................................................
3.3. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………...
3.4. Методические материалы……………………………………………………………….
3.5. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………………...
3.6 Список литературы............................................................................................................
3.7. Приложение………………………………………………………………………………
3
6
6
7
8
8
9
14
15
15
15
15
15
17
17
18
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка
«Ритмопластика»
(далее-Программа)
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения-детский сад № 365 (далее-МБДОУ) имеет художественную
направленность и соответствует ознакомительному уровню освоения программы.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы:
Программа составлена на следующей нормативно-правовой основе:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9. Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Устав МБДОУ-детский сад № 365.
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБДОУ-детский сад № 365.
12. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МБДОУ-детский
сад № 365.
Актуальность Программы.
Ритмопластика в детском саду-это одно из любимейших детских занятий. Дети
настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и
обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Ритмопластика
в детском саду имеет довольно обширную программу-воспитанники обучаются базовым
движениям, развивается пластика, грация, координация движений.
На протяжении длительного времени одним из универсальных средств воспитания было
и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства,
в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает
и как хранитель нравственного опыта человечества.
Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и
воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции
между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным,
физическим и эмоциональным развитием личности.
3
Дошкольный возраст-один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного,
нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от
трех лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью,
поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Искусство танцаэто синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения,
упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное
сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает
эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя
различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются
координация движений и ориентация в пространстве.
Данная программа разработана в соответствии с общей концепцией дошкольного
воспитания и современными методиками, и формами обучения танцам. Программа
направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников
танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы
имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость.
Структурно программа представляет собой комплекс из 2 модулей, каждый из которых
состоит из тематического плана, содержания курса, требований к уровню подготовки детей,
учебно-методического обеспечения занятий.
Модуль «Танцевально-ритмическая гимнастика». Он включает в себя образнотанцевальные композиции, каждая из которых имеет сюжетный характер и целевую
завершенность; физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывают
определенное воздействие на все группы мышц тем самым, решая конкретные задачи
программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных
возрастных групп. Является основой для развития чувства ритма и двигательных
способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно
выполнять движения под музыку, соответственно и структурным особенностям, характеру,
метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Модуль служит
основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное
формирование умений и навыков. Модуль «Искусство танца». Задача-расширить спектр
движений ребенка, развить его двигательную память, позволяет непосредственно создавать с
детьми танцы, направленные на формирование у воспитанников танцевальных движений, что
способствует повышению общей культуры ребенка.
Ритмопластика-это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на
музыку, выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям,
начиная с раннего возраста. Ритмопластика не только даёт выход повышенной двигательной
энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые
движения, усвоенные на занятии, ребенок с радостью и интересом будет выполнять дома.
Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского
организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный
вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмопластикой
оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой
личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные
реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны
к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
Отличительные особенности: направленность на развитие хореографических навыков и
творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом возрастных и
4
индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также расширение кругозора детей в
хореографическом искусстве.
Адресат Программы Формой осуществления образовательного процесса являются 2
группы с постоянным составом, объединённые по возрастному принципу (дети от 5 до 7 лет).
Набор детей в группы свободный. Заказчик Программы-родители (законные представители).
Режим занятий:
Продолжительность занятия: старшая группа 5-6 лет 25 минут, подготовительная к
школе группа 6-7 лет 30 минут. Периодичность в неделю: 2 раза.
Объём Программы: общее количество учебных часов составляет 72 часа в год. На весь
период обучения запланировано 144 часа.
Срок освоения Программы. Программа разделена по возрастам и рассчитана на 2 года
обучения в соответствии с возрастными группами детей: старшая группа (дети 5-6 лет),
подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Уровневость Программы:
«Стартовый уровень» обучения предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения, используемые в Программе:
групповые,
фронтальные,
индивидуальные;
индивидуально-фронтальная;
в парах.
Виды занятий, используемые в Программе: беседа, игра, практическое занятие,
открытое занятие или отчетный концерт (при не благоприятной эпидемиологической
обстановке без присутствия родителей).
Формы подведения результатов: Для эффективного развития ребенка в танцевальноритмической деятельности необходимо отслеживать влияние занятий ритмопластикой на
ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в
соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности,
вносить коррективы в перспективное планирование. Педагогическая диагностика
(приложение) достижения детей в танцевально-ритмической деятельности проводится
педагогом в начале года обучения и в конце года обучения.
5
1.1. 1. Цели и задачи реализации Программы.
Цель Программы: обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и
передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и
развитие творческих способностей посредством ритмики и танца
Задачи:
Обучающие:
формировать необходимые двигательные навыки,
развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающие:
развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости, координации
движений);
всестороннее развитие и раскрытие творческого потенциала.
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе, взаимоуважения.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа сформирована с учетом принципов, составляющих основу ФГОС ДО
(Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10. 2013 №
1155), которые уточняются в связи со спецификой реализации программы, а именно
принципы:
поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства,
амплификации (обогащения) детского развития;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через
его включение в различные виды деятельности;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Кроме общих принципов, сформулированных в ФГОС, можно выделить и
специфические принципы, которые отражаются в содержании программы, отражающие
закономерности проведения, методики и построения занятий ритмопластикой:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка,
обеспечивающее становление личности ребенка и ориентирующее педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям
дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип гуманно-личностного отношения к ребенку и направленность на его
всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей (доброта,
творчество, общение), также способностей и компетенций (коммуникабельность,
целеустремленность, ответственность, трудолюбие, эмоциональная отзывчивость);
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
6
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации, которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к
развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей.
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста.
Старшая группа (5-6 лет). Дети становятся более артистичными и координированными. Дети
шестого года жизни уже могут строить свое поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с
удовольствием изображают различные образы и импровизируют. Это возраст активного
развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.
Игра остается основным способом познания окружающего мира, но теперь ребенок желает
показать себя миру. Здесь очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить
себя, обязательно хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или
движение правильно.
Подготовительная группа (6-7 лет). С шести лет дети уже больше осознают свое «Я», хорошо
взаимодействуют со сверстниками, появляется стремление научиться делать движения
лучше, красивее, точнее. Они уже способны самостоятельно исправлять свои ошибки и
вносить коррекцию по ходу двигательной деятельности. Таким детям легче освоить
сложнокоординированные танцевальные движения и гимнастические упражнения.
7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный (тематический) план.
Учебно-тематический план модуля «Танцевально-ритмическая гимнастика»
Учебный план (старшая группа 5-6 лет).
Количество часов
№
Название раздела/темы
1
Общая физическая
подготовка
Знакомство с
танцевальной азбукой
Музыкальные игры
Направление движения
в танце
ИТОГО:
2
3
4
№
1
2
3
4
Всего
10
Теория
2
12
4
6
8
2
36
11
3
Практика
8
Наблюдение
8
Наблюдение
4
5
Наблюдение
Наблюдение
25
Учебный план (подготовительная к школе группа 6-7 лет).
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Общая физическая
подготовка
Знакомство с
танцевальной азбукой
Музыкальные игры
Направление движения
в танце
ИТОГО:
Формы
аттестации
/контроля
Формы аттестации
/контроля
10
-
10
Наблюдение
12
3
9
Наблюдение
6
8
1
5
5
Наблюдение
Наблюдение
36
7
3
29
Учебный (тематический) план модуля «Искусство танца»
Учебный план (старшая группа 5-6 лет).
№
Название темы
4
1
3
Формы
аттестации
/контроля
Наблюдение
10
4
2
-
8
4
Наблюдение
Наблюдение
18
6
12
Наблюдение
36
9
27
Всего
1
2
3
4
Элементы
классического
экзерсиса
Детские танцы
Индивидуальная
работа
Конкурсные танцы
(диско-танцы,
бальные танцы,
конкурсные танцы,
европейские,
латиноамериканские)
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
8
Учебный план (подготовительная к школе группа 6-7 лет).
№
Название темы
1
Элементы
классического
экзерсиса
Детские танцы
Индивидуальная работа
Конкурсные
танцы(диско-танцы,
бальные
танцы,
конкурсные
танцы,
европейские,
латиноамериканские
ИТОГО:
2
3
4
Всего
Количество часов
Теория
Практика
6
1
5
10
6
14
2
2
4
8
4
10
36
9
27
Формы
аттестации
/контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
Модуль «Танцевально-ритмическая гимнастика»
Старшая группа (5-6 лет).
I. Тема: «Общая физическая подготовка».
1. Теория: Знакомить детей с упражнениями, направленными на работу тазобедренного
сустава: батманы, вращения. Рассказать и показать детям упражнения, направленные на умение
выполнять начальный тренаж для развития различных групп мышц.
Практика: Упражнения, направленные на работу голеностопного сустава: плие, деми-плие,
батман тандю, батман.
2. Теория: Показ упражнений, направленных на умение выполнять начальный тренаж для
развития различных групп мышц. Упражнения, направленные на работу тазобедренного
сустава: батманы, вращения.
Практика: Вращение стоп, растяжка, подъёмы на подушечки стопы и полупальцы.
3. Практика: Вращение стоп, растяжка, подъёмы на подушечки стопы и полупальцы.
Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
4. Практика: Вращение стоп, растяжка, подъёмы на подушечки стопы и полупальцы.
Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
5. Практика: Вращение стоп, растяжка, подъёмы на подушечки стопы и полупальцы.
Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
6. Практика: Упражнения, направленные на работу мышц рук по позициям. Прыжки с
разворотом корпуса на 90'. Умения выполнять начальный тренаж для развития различных групп
мышц.
7. Практика: Упражнения, направленные на работу мышц рук по позициям. Прыжки с
разворотом корпуса на 90'. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп
мышц.
8. Практика: Упражнения, направленные на работу мышц рук по позициям. Прыжки с
разворотом корпуса на 90'. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп
мышц.
II. Знакомство с танцевальной азбукой.
1. Теория: Познакомить детей с танцем парами по линиям танца с приглашением и
поклоном. Развивать в детях умения и навыки координировать свои движения.
Практика: Упражнения на начальные понятия ритма, темпа, характера танца,
эмоционального ключа. Знать основы танцевальной азбуки.
2. Теория: Познакомить детей с танцем парами по линиям танца с приглашением и
поклоном. Развивать в детях умения и навыки координировать свои движения.
9
Практика: Упражнения на начальные понятия ритма, темпа, характера танца,
эмоционального ключа. Знать основы танцевальной азбуки.
3. Практика: Упражнения на начальные понятия ритма, темпа, характера танца,
эмоционального ключа. Знать основы танцевальной азбуки.
4. Практика: Упражнения на начальные понятия ритма, темпа, характера танца,
эмоционального ключа. Знать основы танцевальной азбуки.
5. Практика: Отработка приглашения к танцу. Умения и навыки координировать свои
движения.
6. Практика: Отработка приглашения к танцу. Умения и навыки координировать свои
движения.
7. Теория: Рисунок танца. Знать основы танцевальной азбуки.
Практика: Рисунок танца. Знать основы танцевальной азбуки.
8. Теория: Рисунок танца. Знать основы танцевальной азбуки.
Практика: Рисунок танца. Знать основы танцевальной азбуки.
III. Музыкальные игры.
1. Теория: Познакомить детей с играми на развитие музыкального слуха умения различать
музыку по ритму и темпу.
Практика: Игры на развитие творческого воображения, фантазии. Умения импровизировать.
2. Теория: Познакомить детей с играми на развитие музыкального слуха умения различать
музыку по ритму и темпу.
Практика: Игры на развитие творческого воображения, фантазии. Умения импровизировать.
3. Практика: Игры на развитие творческого воображения, фантазии. Умения
импровизировать.
4. Практика: Игры на развитие творческого воображения, фантазии. Умения
импровизировать.
IV. Направление движения в танце
1. Теория. Познакомить детей с обозначением линии танца, постановкой корпуса лица в
центр, спины в центр. Отработка смены направлений во время движения по линии танца .
Знания, умения и навыки при направлении движения.
Практика: Движение по линии танца на носках; на каблуках, поднимая колени. Ход лицом и
спиной по линии танца. Закрепление знаний, умений и навыков при направлении движения.
2. Теория. Познакомить детей с обозначением линии танца, постановкой корпуса лица в
центр, спины в центр. Отработка смены направлений во время движения по линии танца .
Знания, умения и навыки при направлении движения.
Практика: Движение по линии танца на носках; на каблуках, поднимая колени. Ход лицом и
спиной по линии танца. Закрепление знаний, умений и навыков при направлении движения.
3. Теория. Познакомить детей с обозначением линии танца, постановкой корпуса лица в
центр, спины в центр. Отработка смены направлений во время движения по линии танца .
Знания, умения и навыки при направлении движения.
Практика: Движение по линии танца на носках; на каблуках, поднимая колени. Ход лицом и
спиной по линии танца. Закрепление знаний, умений и навыков при направлении движения.
4. Практика: Закрепить движения по линии танца на носках; на каблуках, поднимая колени.
Ход лицом и спиной по линии танца. Закрепить знаний, умений и навыков при направлении
движения.
5. Практика: Закрепить движения по линии танца на носках; на каблуках, поднимая колени.
Ход лицом и спиной по линии танца. Закрепить знаний, умений и навыков при направлении
движения.
Подготовительная к школе группа 6 -7 лет.
I. Тема: «Общая физическая подготовка».
1. Практика: Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника. Умения
выполнять начальный тренаж для развития различных групп мышц.
2. Практика: Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника. Умения
выполнять начальный тренаж для развития различных групп мышц.
10
3. Практика. Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника.
Перекаты, кувырки, колёса. Умения выполнять начальный тренаж для развития различных
групп мышц.
4. Практика. Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника.
Перекаты, кувырки, колёса. Умения выполнять начальный тренаж для развития различных
групп мышц.
5. Практика. Упражнения для укрепления подвижности тазобедренного сустава.
Упражнения в парах. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
6. Практика. Упражнения для укрепления подвижности тазобедренного сустава.
Упражнения в парах. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
7. Практика: Упражнения для укрепления подвижности тазобедренного сустава. Движения
вперёд, назад. Движения из стороны в сторону. Подъём бедра вверх. Умения выполнять
начальный тренаж для развития различных групп мышц.
8. Практика. Упражнения для укрепления подвижности тазобедренного сустава. Движения
вперёд, назад. Движения из стороны в сторону. Подъём бедра вверх. Умения выполнять
начальный тренаж для развития различных групп мышц.
9. Практика. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава. Упражнения
для развития гибкости. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
10. Практика. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава. Упражнения
для развития гибкости. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
Тема II. Знакомство с танцевальной азбукой.
1. Теория: Познакомить детей с танцем парами по линии танца с приглашением и
поклоном. Развивать умения и навыки координировать свои движения.
Практика: Начальные понятия ритма, темпа, характера танца, эмоционального ключа. Знать
основы танцевальной азбуки.
2. Теория: Познакомить детей с танцем парами по линии танца с приглашением и
поклоном. Развивать умения и навыки координировать свои движения.
Практика: Начальные понятия ритма, темпа, характера танца, эмоционального ключа. Знать
основы танцевальной азбуки.
3. Теория: Познакомить детей с танцем парами по линии танца с приглашением и
поклоном. Развивать умения и навыки координировать свои движения.
Практика: Начальные понятия ритма, темпа, характера танца, эмоционального ключа. Знать
основы танцевальной азбуки.
4. Теория: Простой танцевальный шаг, переменный шаг, подскоки, галоп, боковой. Умения
и навыки координировать свои движения.
Практика: Рисунок танца. Рисунок танца. Знать основы танцевальной азбуки.
5. Теория: Простой танцевальный шаг, переменный шаг, подскоки, галоп, боковой. Умения
и навыки координировать свои движения.
Практика: Рисунок танца. Рисунок танца. Знать основы танцевальной азбуки.
6. Теория: Простой танцевальный шаг, переменный шаг, подскоки, галоп, боковой. Умения
и навыки координировать свои движения.
Практика: Рисунок танца. Рисунок танца. Знать основы танцевальной азбуки.
Тема III. Музыкальные игры.
1. Теория: Игры на развитие музыкального слуха умения различать музыку по ритму и
темпу.
2. Теория. Игры на развитие творческого воображения, фантазии, умения импровизировать
Умения импровизировать.
3. Теория: Игры на развитие творческого воображения, фантазии, умения импровизировать
Умения импровизировать.
4. Теория: Игры на развитие творческого воображения, фантазии, умения импровизировать
Умения импровизировать.
5. Теория: Игры на развитие творческого воображения, фантазии, умения импровизировать
Умения импровизировать.
6. Теория: Игры на развитие творческого воображения, фантазии, умения импровизировать
Умения импровизировать.
11
Тема IV. Направление движения в танце.
1. Теория: Постановка корпуса в паре. Перенос веса тела с одной ноги на другую.
Подготовка к основным шагам. \W - качели, правый квадрат. Вспомогательные упражнения.
Повтор движений. Смена музыкального сопровождения. Знание основных танцевальных
движений.
Практика: Отработка перестроения. Игровая часть танца. Разучивание танцев «Птички»,
«Галоп», «Летка-Енька». Умения и навыки координировать свои движения, знание танцев.
2.
Теория: Постановка корпуса в паре. Перенос веса тела с одной ноги на другую.
Подготовка к основным шагам. \W - качели, правый квадрат. Вспомогательные упражнения.
Повтор движений. Смена музыкального сопровождения. Знание основных танцевальных
движений.
Практика: Отработка перестроения. Игровая часть танца. Разучивание танцев «Птички»,
«Галоп», «Летка-Енька». Умения и навыки координировать свои движения, знание танцев.
3.
Теория: Постановка корпуса в паре. Перенос веса тела с одной ноги на другую.
Подготовка к основным шагам. \W - качели, правый квадрат. Вспомогательные упражнения.
Повтор движений. Смена музыкального сопровождения. Знание основных танцевальных
движений.
Практика: Отработка перестроения. Игровая часть танца. Разучивание танцев «Птички»,
«Галоп», «Летка-Енька». Умения и навыки координировать свои движения, знание танцев.
4. Практика: Отработка перестроения. Игровая часть танца. Разучивание танцев «Птички»,
«Галоп», «Летка-Енька». Умения и навыки координировать свои движения, знание танцев.
5. Практика: Отработка перестроения. Игровая часть танца. Разучивание танцев «Птички»,
«Галоп», «Летка-Енька». Умения и навыки координировать свои движения, знание танцев.
Модуль «Искусство танца»
Старшая группа (5-6 лет).
Тема I. Элементы классического экзерсиса.
1.
Теория: Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника.
Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
Практика: Упражнения для укрепления подвижности тазобедренного сустава. Упражнения
в парах. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
2. Практика: Упражнения для укрепления подвижности тазобедренного сустава.
Упражнения в парах. Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
3. Практика: Упражнения для укрепления подвижности тазобедренного сустава. Движения
вперёд, назад. Движения из стороны в сторону. Подъём бедра вверх. Закрепление знаний,
умений и навыков в работе различных групп мышц.
Тема II. Детские танцы.
1. Теория: Танец парами по линии танца с приглашением и поклоном. Сюжетные танцы
Умение выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
Практика: Полька «Не хочу», детские сюжетные танцы. Закрепление умения выполнять
танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
2.
Теория: Танец парами по линии танца с приглашением и поклоном. Сюжетные танцы
Умение выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
Практика: Полька «Не хочу», детские сюжетные танцы. Закрепление умения выполнять
танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
3. Практика: Полька «Не хочу», детские сюжетные танцы. Закрепление умения выполнять
танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
4. Практика: «Берлинская полька», детские сюжетные танцы. Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
5. Практика: «Берлинская полька», детские сюжетные танцы. Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
6. Практика: «Берлинская полька», детские сюжетные танцы. Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
12
7. Практика: «Вару-вару», детские сюжетные танцы. Закрепление умения выполнять
танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
8. Практика: «Вару-вару», детские сюжетные танцы. Закрепление умения выполнять
танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
Индивидуальные занятия.
1. Практика: Работа над синхронностью исполнения. Умения и навыки двигаться синхронно.
2. Практика: Работа над синхронностью исполнения. Умения и навыки двигаться синхронно.
3. Практика: Отработка баланса в паре Закрепление знаний, умений и навыков исполнения
танцев.
4. Практика: Отработка баланса в паре Закрепление знаний, умений и навыков исполнения
танцев.
Конкурсные танцы (диско-танцы, бальные танцы, конкурсные танцы, европейские,
латиноамериканские).
1. Теория: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
2. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
Подготовительная к школе группа 6 -7 лет.
Тема I. Элементы классического экзерсиса.
1. Теория: Спиральное закручивание вправо, влево. Диагональный крест, восьмёрка. Полукруг
одним бедром. Умение выполнять движения.
Практика: Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника. Закрепление
знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
2. Практика: Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника.
Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
3. Практика: Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава. Упражнения для
развития гибкости Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
4. . Практика: Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава. Упражнения для
развития гибкости Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
5. Практика: Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава. Упражнения для
развития гибкости Закрепление знаний, умений и навыков в работе различных групп мышц.
Тема II. Детские танцы.
1. Теория: Отработка перестроения. Игровая часть танца. Разучивание танца. Закрепление
умения выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
Практика: Танец парами по линии танца с приглашением и поклоном. Сюжетные танцы.
Умение выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
2. Теория: Отработка перестроения. Игровая часть танца. Разучивание танца. Закрепление
умения выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
Практика: Танец парами по линии танца с приглашением и поклоном. Сюжетные танцы.
Умение выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
3. Практика: Разучивание танцев «Птички», «Галоп», «Летка-Енька». Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
4. Практика: Разучивание танцев «Птички», «Галоп», «Летка-Енька». Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
5. Практика: Разучивание танцев «Птички», «Галоп», «Летка-Енька». Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
6. Практика: Разучивание танцев «Птички», «Галоп», «Летка-Енька». Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
7. Практика: Разучивание танцев «Птички», «Галоп», «Летка-Енька». Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
8. Практика: Разучивание танцев «Птички», «Галоп», «Летка-Енька». Закрепление умения
выполнять танцевальные движения в соответствии с темпом, ритмом, рисунком танца.
Индивидуальные занятия.
1. Практика: Работа над синхронностью исполнения. Умения и навыки двигаться синхронно.
13
2. Практика: Работа над синхронностью исполнения. Умения и навыки двигаться синхронно.
3. Практика: Отработка баланса в паре Закрепление знаний, умений и навыков исполнения
танцев.
4. Практика: Отработка баланса в паре Закрепление знаний, умений и навыков исполнения
танцев.
5. Отработка баланса в паре Закрепление знаний, умений и навыков исполнения танцев.
6. Отработка баланса в паре Закрепление знаний, умений и навыков исполнения танцев.
Конкурсные танцы (диско-танцы, бальные танцы, конкурсные танцы, европейские,
латиноамериканские).
1. Теория: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
2. Теория: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
3. Теория: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
4. Теория: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
5. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
6. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
7. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
8. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
9. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
10. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
11. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
12. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
13. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
14. Практика: Вспомогательные упражнения. Умения и навыки координировать свои движения.
2.3. Планируемые результаты реализации Программы
Предметные результаты:
умение выполнять музыкально-ритмические упражнения;
исполнять элементы современного танца;
выполнять простейшие перестроения;
передавать содержание образа движениями;
различать динамические изменения в музыке;
создавать музыкально-двигательный образ;
умение импровизировать, используя движения и вариации свободной танцевальной
пластики;
владение ключевыми понятиями, элементами современного танца, комплексами
общеразвивающих упражнений и комплексами упражнений на растягивание.
Метапредметные результаты:
умение организовывать самостоятельную деятельность, в том числе концертную;
умение выбирать средства для реализации художественного замысла;
организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных
источников;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты:
ориентация на здоровый образ жизни;
устойчивая потребность в занятиях физической культурой ;
самостоятельность в достижении поставленной цели;
самокритичность в оценке своих способностей;
владение культурой коллективного общения со сверстниками и взрослыми.
14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для реализации программы дополнительного образования предусматривается наличие
соответствующей предметно-пространственной развивающей среды, а также оборудования
и инвентаря, способствующего развитию и укреплению детского организма, развития
музыкально-ритмических движений.
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
Мебель:
- столы «Хохлома» – 2 шт.;
- стулья «Хохлома» – 36 шт.
Атрибуты:
- платочки разноцветные - 15 шт.;
- погремушки – 20 шт.;
- султанчики – 20 шт.;
- флажки разноцветные – 20 шт.;
- веера – 6 шт.
- коромысла с ведрами – 6 шт.;
- букетики – 10 шт.;
- конфеты – 6 шт.;
- барабаны– 6 шт.;
- снежки – 15 шт.;
- мороженое-рожок – 15 шт.;
- листики осенние – 20 шт.;
- чепчики для малышек с соской – 5 шт.;
- костюмы для танцев – 78 шт.
Технические средства:
- электронное пианино – 1 шт.;
- мультимедийный проектор – 2 шт.;
- переносной экран (интерактивная доска) – 2 шт.;
- ноутбук –1 шт.;
- стол для медийного оборудования – 1 шт.
- музыкальный центр с USB входом – 1 шт.
- портативная переносная колонка – 1 шт.
3.2. Информационное обеспечение.
Флешкарты и комплект CD-дисков с записями фонограмм детских песен,
классических произведений, фильмов и презентаций. Интернет-ресурсы.
3.3. Кадровое обеспечение.
Афанасьева Е.А., педагог дополнительного образования.
3.4. Методические материалы.
Библиотека литературы (художественной, методической, учебной) необходимой для
работы по предмету;
методические работы;
разработки педагога для обеспечения образовательной программы (планы, конспекты,
сценарии);
тематические подборки стихов;
материалы по диагностике.
15
3.5. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Оценка качества освоения программы осуществляется по результатам освоения детьми
основных тем образовательной программы. Положительный результат освоения всех тем
свидетельствует о достижении дошкольниками запланированных образовательных
результатов. Контроль и качество результатов освоения отдельной темы осуществляется
педагогом в процессе проведения мониторинга (проводится в начале и в конце учебного
года). Подведение итогов реализации программы проводится в форме выступления детей на
праздниках, развлечениях, концертах, открытых занятиях для родителей (законных
представителей).
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы
работы по укреплению и сохранению здоровья детей и развитию их музыкальноритмических качеств.
С родителями предполагается проведение следующих мероприятий:
№
1.
2.
3.
4.
Содержание работы
Сроки
Праздник «День открытых дверей». Знакомство родителей с Сентябрь
содержанием программы.
День творчества и искусства для родителей (отчётный концерт)
Май
Консультации для родителей
1.«Развитие творческих способностей детей».
2. «Возрастные особенности детей»
Индивидуальные консультации с родителями по развитию детей в
рамках реализации Программы.
Выступления на родительских собраниях:
1. «Давайте познакомимся»
2. «Учите детей дарить радость!..»
3. «Успешные дети – успех родителей»
В течение года
Сентябрь
Декабрь
Май
16
3.6. Список литературы.
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста.- 2-е изд., испр. и доп.- СПб: ЛОИРО, 2000
2. Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей». СПб 2005 год.
3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей.
-СПб; «Детство-ПРЕСС», 2000.
2. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Часть 2.Учебно-методическое пособие. - M.: Владос, 2001.
3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей (выпуск 6).-СПб.: «Музыкальная
палитра», 2012.
4. Елисеева Е. И., Родионова Ю.Н./ Ритмика в детском саду/ Москва, УЦ «Перспектива», 2015.
5. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б./Обучение дошкольников современным танцам/ Москва,
Центр педагогического образования, 2014.
6. Каплуновой И.М.,
С-Пб., Композитор, 2013
Новоскольцевой
И.А.,
Алексеевой
И.В./
Топ-топ,
каблучок/
7. Мусатова Л.Л./ Хороводы, музыкальные игры/ С-Пб., Композитор, 2013.
8. Зарецкая Н.В./ Танцы в детском саду/ Москва, Айрис-Пресс, 2008.
9. Зарецкая Н.В./ Танцы для детей среднего дошкольного возраста/ Москва, Айрис-Пресс, 2008.
17
3.7. Приложение.
Мониторинг усвоения программы.
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
- выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей
ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
- проектирования индивидуальной работы;
- оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, условно ориентируясь на
лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей
(начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.
Диагностика проводится по методике Бурениной А.И.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях
выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара программы
по ритмической пластике Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»).
Критериями оценки эффективности эстетического воспитания являются:
- формирование эстетической оценки (способность анализировать эстетические объектыхореографические движения, художественные образы в музыке и танце, умение сопоставлять
характер музыки и движений, способность обосновывать свой выбор);
- овладение техникой и грамотностью исполнения танцевальных движений и комбинаций,
что дает детям свободу творческого выражения и вызывает чувство удовлетворения от
красиво исполненного танца;
- творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку
на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные. оценка
характеризуется в зависимости от возраста и обученности. Оценивается степень
выразительности;
- музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные
средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Оценивается в соответствии исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного
исполнения-без показа педагогов). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии
музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка,
ориентируясь на объем умений, раскрытыми нами в задачах;
- эмоциональность-выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позах,
жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции;
- внимание-способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок
правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно-высокий
уровень. В случае больших затруднений- 0 баллов;
- память-способность запоминать музыку и движения (музыкальная, двигательная,
зрительная);
- подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на
изменение в музыке. Норма, эталон-это соответствие исполнения упражнений, умение
подчинять темпу, ритму;
Балловая шкала оценки:
3 балла-движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой,
фразами.
2 балла-передают только общий характер, темп, метроритм.
1 балл-движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на
начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Результаты
заносятся в таблицу (приложение 6).
Высокий уровень: Ребенок знает и называет жанры музыкальных произведений, умеет
выполнять знакомые плясовые движения, правильно выполняет перестроения на площадке.
Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет передавать в пластике движений
музыкальный образ. Умеет сочинять несложные плясовые движения. Умеет определять вид
танца.
Средний уровень: Ребенок определяет темп, ритм, характер музыки, знает, но допускает
ошибки при определении жанров музыки, умеет передать в пластике музыкальный образ,
выполняет несложные плясовые движения при участии взрослого. С небольшой помощью
взрослого определяет вид танца.
Низкий уровень: Ребенок допускает ошибки при выполнении плясовых движений, не
знает и не умеет определить темп, ритм, характер музыки, не выполняет самостоятельно
плясовые движения, не умеет передавать музыкальный образ в пластике, не умеет
перестраиваться на площадке, не выполняет правильно упражнения с предметами.
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития детей
(по А.И.Бурениной "Ритмическая мозаика")
Ф.И ребенка_______________________________________________________
год рождения_____________________________________________________
Параметры
Музыкальность
Эмоциональная сфера
Творческие проявления
Внимание
Память
Подвижность нервных процессов
Пластичность, гибкость
Координация движений
Начало года
Конец года
19