Адаптированная_программа_дошкольного_образования_для_детей_с_тяжелым_нарушением_речи (1)

I.
1.1.
1.2
1.3.
1.4.
1.5
II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи
Принципы и подходы
Значимые характеристики
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Формы организации коррекционно-развивающей работы на
логопедическом пункте
Направления деятельности
Консультативная работа
Перспективное планирование по коррекции недоразвития речи в
средней, старшей и подготовительных группах
Взаимодействие с участниками образовательных отношений
Организационный раздел
Описание материально-технического обеспечения
Распорядок дня для организации коррекционной работы
Средства обучения
Развивающая предметно-пространственная среда

3
3
4
4
5
8
11
11
11
16
16
23
24
24
25
27
27

2

1.
1.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее
ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики
личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь
занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к
завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может
выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в
качестве средства общения, познания, творчества в целевые ориентиры. По сути, ни один из
целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения
речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и
коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности,
которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно
проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается
количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и
качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами
неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет
речевую симптоматику нарушений.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому
что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими
учебного материала в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от
своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в
особой организации коррекционно-педагогической помощи, содержание, формы и методы
которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников
в детском саду функционирует логопедический пункт. Содержание работы и
организационные моменты логопедического пункта закреплены Положением о
логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.
С учетом этой приоритетной цели разработана рабочая программа коррекционной
работы по оказанию помощи детям, имеющим речевые нарушения (далее РП), в условиях
логопедического пункта в соответствии с Положением о логопедическом пункте
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад
№ 365 (далее МБДОУ).
РП определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу МБДОУ
по реализации ФГОС ДО.
Основанием для разработки и реализации РП служит основная
общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная педагогическим
коллективом МБДОУ (далее ООП ДО).
РП определяет основные коррекционно-развивающие технологии и концептуальные
подходы следующих программ:
Теоретической и методологической основой программы являются:
 учение Р.Е. Левиной о четырѐх уровнях речевого развития детей и психологопедагогическом подходе в системе специального обучения;
 положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка;
 исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения,
проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
3

РП разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики,
детской психологии, специальной педагогики (Н.Н. Поддъяков, Р.И Лалаева., С.Н.
Шаховская, А.Г. Арушанова, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева), отражающих представления о
структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи,
онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного
возраста.
1.2. Цели и задачи
Цель рабочей программы - овладение детьми самостоятельной, связной, лексически богатой,
грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой
русского языка, элементами грамоты в условиях логопедического пункта, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
Основными задачами являются:

осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики,
выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у
 воспитанников;

подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов
логопедической
работы в соответствии с программным содержанием;


всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей,
потребностей
и интересов дошкольников;


формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере
эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере
 профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с
нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных
 условиях.
В РП учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием
речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению еѐ содержания. с учетом
закономерности развития детской речи в норме.
1.3. Принципы и подходы
РП строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС
ДО:

полноценное проживание ребенком дошкольного детства, обогащение
детского
развития;


построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе
 содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;


поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество ДОУ с семьями;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий
 ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
4


учет этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание РП направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения
детей с нарушением речи:
1.
Системности - опора на представление о речи как о сложной
функциональной системе, cтруктурные компоненты которой находятся в тесном
взаимодействии.
2.
Развития – выделение в процессе коррекционной работы тех задач,
трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3.
Комплексности - опора на взаимосвязь всех специалистов ДОУ, полное
взаимодействие и преемственность специалистов и родителей.
4.
Доступности - построение обучения дошкольников на уровне их реальных
учебных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором
коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами. Языковые средства, используемые на занятиях, отбираются с учетом этапа
коррекционного обучения, индивидуальных возможностей детей, в рамках зоны
ближайшего развития ребенка. Таким образом активизируются интеллектуальное и
личностное развитие дошкольников.
5.
Последовательности - усвоение знаний предполагает такой подбор учебного
материала, когда между составными частями его существует логическая связь,
последующий материал опирается на предыдущий. Концентрированное изучение
материала служит средством установления тесных связей между специалистами. В
результате использования единой темы на занятиях логопеда, воспитателя, музыкального
руководителя дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в
дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать
развитию высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
6.
Коррекции и компенсации, позволяющих определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевых
нарушений.
7.
Деятельностный - определяющий ведущую деятельность, стимулирующий
психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речевом развитии.
8.
Индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка.
9.
Признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса.
10.
Поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов
каждого ребенка.
11.
Конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,
методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей.
12.
Систематичности и взаимосвязи учебного материала.
13.
Постепенности подачи учебного материала.
1.4. Значимые характеристики
РП предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет с нарушениями речи. Структура
нарушения речи у дошкольников неоднородна. Речевая недостаточность
у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с
выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития (Левина Р.Е.).
На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

фонетическое недоразвитие речи;
5


фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

общее недоразвитие речи I-II уровня;

общее недоразвитие речи III уровня;
Фонетическое
недоразвитие
речи

Признаком фонетического недоразвития (далее ФНР) является незаконченность
процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

замены звуков более простыми по артикуляции: звонкие-глухими, шипящих
и свистящих – взрывными и т.д.;

неустойчивое употребление звуков;


сочетание с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может
произноситься
искаженно и в тоже время смешиваться с другими звуками или опускаться;


ошибки при произнесении многосложных слов и слов со стечением
согласных;


смазанность речи, сжатая артикуляция;

недостаточность слухового восприятия;

ошибки при формировании грамматического строя речи;

задержка лексико-грамматического развития;


ошибки при согласовании прилагательных и числительных с
 существительными;

ошибки в употреблении предлогов и в падежных окончаниях;


затруднения при анализе звукового состава слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие
речи (далее ФФНР) – нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Волкова
Л.С.) К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. У детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая «смазанность» речи, неточная
артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Наличие неврологической
симптоматики обуславливает сложные нарушения звукопроизношения. Нарушения
звукопроизношения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование
фонематических процессов и развитие лексико-грамматических категорий. Трудности в
преодолении речевых расстройств увеличивают сроки коррекционного обучения. Требуется
ранее выявление речевой патологии и создание условий для коррекционной работы с детьми
4-7 лет.
Настоящее время научно доказано, что логопедическую работу с детьми надо начинать в
раннем дошкольном возрасте. Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,
неуклонно растет. Именно эти дети попадают в основную группу риска по школьной
неуспеваемости при овладении навыками чтения и письма. Главная причина возникновения
дислексии и дисграфии – недостатки в развитии фонематических процессов. Звуко буквенный анализ и синтез основывается на правильно сформированных,
дифференцированных представлениях о фонетическом составе слова. В свою очередь
умение анализировать звуковой состав слова, тесно связано с процессом формирования
слухо-речевого взаимодействия, которое выражается в способности к правильной
артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения часто
являются индикатором недостаточной готовности к усвоению навыков звуко - буквенного
анализа.
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование
всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой


6

сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В.).
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного
отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный
словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов,
лепетных слов. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание вне ситуации весьма
ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует. Высказывания сопровождаются
жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же
лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий.
Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи
преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но
тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит
диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает.
Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной
лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В
самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные
предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении
грамматических
конструкций,
отсутствует
согласование
прилагательных
с
существительными, отмечается смешение падежных форм и т.д. Понимание обращенной
речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован
предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых,
растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и
основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости
слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество
несформированных звуков). Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не
подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика
ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление
лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с
приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных.
По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно
употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с
существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем
замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении,
замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной
слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за
взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя
отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и
суффиксами.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

7

1.5. Планируемые результаты
В итоге проведенной логопедической работы дети с ФФНР должны
научиться:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
четко дифференцировать все изученные звуки;
различать понятия «звук», «буква», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой
звук», «звонкий звук», «согласный звук», «гласный звук», «слог», «предложение» на
практическом уровне;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

производить элементарный звуковой анализ и синтез;

читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной
программы;


отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к
 текстам и пересказывать их;

выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного
 слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил.
В итоге проведенной логопедической работы дети с ОНР I - II уровня должны
научиться:


соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным
назначением;


узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым
признакам;


понимать простые грамматические категории: единственного и
множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений
глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых
 простых предлогов;

фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н],
[к],
[х],
[г]),
гласные
звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);


воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную
структуру
двухи трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;


правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные
окончания
слов,
используемых в рамках предложных конструкций;


общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые
нераспространенные
предложения.

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание
обращенной речи, развивается речевая активность.
В итоге логопедической работы дети с ОНР III уровня должны научиться:

понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы;


фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;


правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной
речи;


пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
 сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть элементарными навыками пересказа;

владеть навыками диалогической речи;


владеть
навыками
словообразования:
продуцировать
названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
8


грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии
с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться
четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

использовать в спонтанном общении слова различных лексикограмматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных,
 местоимений и т. д.);

владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых
букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы».
К
 концу учебного года дети средней группы должны уметь:

различать на слух неречевые звуки;

выделять первый гласный звук в слове;


активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние
(сердитый, печальный), понимать и использовать общеупотребительные слова –
 антонимы;

называть предметную картинку;


подбирать действия к предмету, изображенному на картинке;


образовывать формы единственного и множественного числа
существительных
в И.п.;


согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе;

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

проявлять интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи
окружающих.

К
 концу учебного года дети старшего дошкольного возраста должны уметь:

определить наличие звука в слове;


давать характеристику звука (согласный или гласный);

определить место звука в слове;

выделить гласный звук в слове;

определить количество гласных в слове, количество слогов;

определить количество слов в простом распространенном предложении без
предлога;


выделить главное в сюжетной картинке;


рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью взрослого.
К концу учебного года дети подготовительной к школе группы должны уметь:
правильно произносить все звуки речи;
определять наличие звука в слове;
характеризовать звук с определением твердости-мягкости, звонкостиглухости;

определять место звука, количество и порядок звуков в словах из трехчетырех
слогов;


выполнять инструкции по преобразованию и конструированию слов из
звуков,
слогов;


логично, последовательно, точно и выразительно пересказывать короткие
литературные
произведения;


самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным
картинкам
и
сериям
сюжетных картин;


организовывать рабочее место, ориентироваться на странице тетради.
В результате успешной коррекционно-логопедической работы дети должны:
1.
Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и формах
речи.
2.
Четко дифференцировать все изученные звуки.


9

3.
Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука
в слове.
4.
Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых
в самостоятельной речи.
5.
Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными
предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
6.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы
к текстам и пересказывать их.
7.
Производить элементарный звуковой анализ и синтез.
8.
Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
чтении стихов.

10

II. Содержательный раздел
2.1. Формы организации коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей,
структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его
образовательных достижений. Коррекционно-педагогический процесс организуется на
диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого
развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный,
итоговый.
В карте развития дошкольника с нарушениями речи отражаются комплексные
данные, полученные в процесс изучения ребенка учителем - логопедом и другими
педагогами.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое
исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в
развитии речи воспитанников. Все дети, достигшие трехлетнего возраста, проходят
логопедическое обследование. Данные мониторинга используются для проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов, корректировки поставленных образовательных
задач с учетом достижений детей в освоении программы.
2.2. Направления деятельности:
Мониторинговое
(диагностическое)

Коррекционноразвивающее

Профилактическое

Информационнометодическое

Создание условий для Создание
условий, Создание условий для Создание условий для
непрерывного
научно направленных
на повышения
освоения и внедрения
обоснованного
коррекцию
речевого профессиональной
инновационных
диагностикоразвития детей
и компетентности
технологий в области
прогностического
обеспечивающих
педагогов и родителей коррекции
речевых
слежения
за достижение ребѐнком, в вопросах
развития нарушений,
коррекционным
имеющим
нарушения речи детей с учѐтом позволяющих
процессом в
целях речи, уровня речевого их
возраста, повысить
оптимального
выбора развития,
познавательных
результативность
коррекционных целей, соответствующего
потребностей
и коррекционного
задач и
средств их возрастной норме.
возможностей
процесса в целом.
реализации.
развития.
Организация мониторинговых исследований
Мониторинговые исследования осуществляются на основании принятого мониторинга развития
речи (см. приложение).
Сроки проведения мониторинговых исследований: сентябрь, январь, май.
Текущее отслеживание динамики речевого развития и конструирование индивидуальных
маршрутов коррекции осуществляется в течение всего коррекционно-образовательного процесса.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения
недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в
соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде
следующей модели:
11

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы
Задачи этапа
Результат
1 этап
1.
Сбор
анамнестических
данныхОпределение
исходнопосредством
изучения медицинской
иструктуры
диагностический педагогической документации ребѐнка.
речевого
дефекта
2.Проведениепроцедурыпсихологокаждого
ребѐнка,
педагогической
и
логопедическойзадач
диагностики детей: исследование состояния коррекционной
речевых и неречевых функций ребѐнка,
работы.
уточнение структуры речевого дефекта,
изучение
личностных качеств
детей,
определение наличия и степени фиксации на
речевом дефекте.
1. Определение содержания деятельности по
Конструирование
2 этап
организационно- реализации
задач
коррекционно-индивидуальных
подготовительный образовательной
деятельности,маршрутов
формирование подгрупп в соответствии с
коррекции
уровнем
сформированныхречевых
иречевого дефекта;
неречевых функций.
календарно2.
Конструирование
индивидуальныхтематического
маршрутов коррекции речевого нарушения в
планирования
соответствии с учѐтом данных, полученных в фронтальных
ходе логопедического исследования.
занятий;
3. Пополнение фонда логопедического программ кабинета
учебно-методическими пособиями, взаимодействия наглядным
дидактическим материалом в специалистов соответствии с
составленными планами ДОУ и родителей
работы.
ребѐнка
с
4.
Формирование
информационнойнарушений речи
готовности педагогов ДОУ и родителей к
проведению
эффективной коррекционнопедагогической работы с детьми.
5.
Индивидуальное
консультирование
родителей–знакомствосданными
логопедического
исследования, структурой
речевогодефекта,определениезадач
совместной помощи ребѐнку в преодолении
данного речевого нарушения, рекомендации
по организации деятельности ребѐнка вне
детского сада.
1. Реализация
задач, определѐнных
вДостижение
3 этап
коррекционно- индивидуальных,
подгрупповыхопределѐнного
технологический коррекционных программах.
позитивного
2.
Психолого-педагогический
иэффекта
в
логопедический мониторинг.
устранении
у
3.
Согласование, уточнение и корректировкадетей отклонений
меры и
характера
коррекционно-в
речевом
педагогического влияния
субъектовразвитии
коррекционно-образовательного процесса.

12

1. Проведение диагностической
процедуры Решение
о
4 этап
итоговологопедического исследования
состояния прекращении
диагностический речевых и неречевых функций ребѐнка –
логопедической
оценка динамики, качества и устойчивости работы
с
результатов коррекционной работы с детьми. ребѐнком,
2. Определение дальнейших образовательных изменении
еѐ
(коррекционно-образовательных) перспектив характера
или
детей, выпускников ДОУ – групп для детей с продолжении
нарушениями речи.
логопедической
работы.
Коррекционно-развивающая работа:
Система коррекционно-образовательной деятельности предусматривает индивидуальные
занятия. Задачи и содержание индивидуальных занятий определяются исходя из структуры
речевого дефекта, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуальных
особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и
методическими рекомендациями (Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, С.А.Смирнова,
В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичѐва, Н.А. Чевелѐва, Г.В.Чиркина,
Н.В.Серебрякова, Н.В. Нищева, З.Е. Агронович и др.).
Индивидуально-подгрупповая работа осуществляется по направлениям:

Совершенствование статической и динамической организации
движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).


Нормализация просодической стороны речи.


Совершенствование мимической моторики (непроизвольный,
произвольный,
символический праксис).


Совершенствование фонематических процессов (фонетический слух,
фонематический
слух, фонетическое восприятие, фонематическое восприятие).


Нормализация звукопроизношения.

Реабилитация слоговой структуры слова.

Активизация и обогащение лексического запаса слов.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие высших психических функций.


Ознакомление с основными понятиями языковой действительности.
Результативность логопедической работы находит отражение в речевых картах в
виде аналитических справок (декабрь, март, май) с внесением коррективов в
индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы.
Планируемый результат – достижение каждым ребѐнком уровня речевого развития,
соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях (2-3
человека).
Индивидуальные. Основная цель - отработка с ребенком комплекса артикуляционных
упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны
речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, вызывание и постановка
отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков, автоматизация их в речи,
дифференциация со сходными по артикуляционным и акустическим признакам звуками,
развитие слухового внимания и памяти.
Подгрупповые. Основная цель - первоначальное закрепление поставленных звуков
в различных фонетических условиях, расширение лексического запаса и закрепление
13

навыков использования доступных возрасту грамматических категорий. Подготовка к
звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Подгруппы формируются с учетом тяжести проявлений речевого расстройства, а также
уровнем сформированности знаний, умений и навыков детей. Для логопедической работы во
время подгрупповых занятий 2-3 ребѐнка объединяются по признаку однотипности
нарушения звукопроизношения. Состав подгрупп является открытой системой, меняется в
зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
При комплектовании подгрупп учитывается не только структура речевого нарушения, но
психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических
занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья
воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений,
психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей,
преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона,
развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности. Основной формой
логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность
подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости
от тяжести нарушения речевого развития. Подгрупповые занятия проводятся с
воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи, заикание, однотипность нарушения
звукопроизношения.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;


формирование звукопроизносительных навыков, фонематических
процессов;


формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником
включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Содержание коррекционно-развивающей работы в группах:
Средняя группа:

развитие слухового внимания (начальный этап на неречевых звуках);


развитие сенсорного восприятия и зрительно-пространственных
представлений,
которые являются базой для всех высших психических функций;


развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;


развитие общеречевых навыков (голос, дыхание, интонация);

уточнение артикуляции сохранных звуков;

коррекция звукопроизношения;

развитие импрессивной и экспрессивной речи на бытовом уровне;


развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыков
первоначального общения, классификации предметов
Старшая группа:

развитие фонетической стороны речи: постановка, автоматизация звуков;


формирование фонематического слуха на базе изучаемых звуков;


развитие умения оперировать единицами речи: звуком, слогом, словом,
предложением;


обогащение активного, пассивного словаря по изучаемым темам;
14

 создание условий для практического использования лексико-грамматических категорий;

составление простой фразы, распространенной прилагательными;

развитие интереса и внимания к слову и речи окружающих;


развитие умения пользоваться средствами речевой выразительности (жесты,
 мимика, интонация);

формирование навыка самоконтроля в собственной речи.
Подготовительная группа:
-развитие фонетической стороны речи: постановка, автоматизация,
дифференциация звуков;
развитие фонематических процессов;
 обучение усложненным формам звукового и слогового анализа (определение места звука,
количества и порядка звуков в словах из трех-четырех слогов; преобразование и
конструирование слов из звуков, слогов);

ознакомление с графическим образом буквы;


совершенствование лексико-грамматической стороны речи (обогащение и
уточнение словаря синонимами, антонимами, точными названиями качеств предметов,
работа с многозначными словами разных частей речи, развитие понимания переносного
значения слов);
-развитие
навыка самоконтроля за речью.

К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда следует отнести не только
специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями
речи, но и такие задачи как:

развитие мотивации к обучению;


профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к
обучению
грамоте;


развитие самоконтроля за своей речью;


развитие психических процессов, которые связаны с развитием речевой
функции: зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных
координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов
 словесно-логического мышления.
Таким образом создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников к
условиям школьного обучения.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение
современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и
смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

игровых технологий в логопедической коррекции;

технологии речедвигательной ритмики;


технологии коррекции психомоторного развития;

информационно-коммуникационных технологий;

здоровьесберегающих технологий;

технологии логопедического массажа.
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с
воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на
логопедическом пункте современные методические разработки, в том числе А.Я. Мухиной,
А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк.
Разнообразие,
вариативность
используемых
методик
позволяет
обеспечить
дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать
коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого
ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных
нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
15

В логопедическом кабинете создаѐтся коррекционно-развивающая среда с учетом
эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
На логопедических занятиях решаются не только специфические задачи по развитию
речевых процессов, но и такие задачи как:
развитие мотивации к обучению;
 профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
развитие самоконтроля за своей речью;
 развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции:
зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия, сенсомоторных координаций,
пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словеснологического мышления.
Таким образом создаются условия для последующей успешной адаптации детей с речевыми
нарушениями к условиям школьного обучения.
2.3. Консультативная работа
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование
родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей или педагогов с
обязательной разработкой соответствующих рекомендаций, обеспечивает непрерывность
специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации воспитанников. Информационно–просветительская работа
направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для детей с ОВЗ, их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других
воспитанников, которые не посещают логопедический пункт. Курс вопросов касается
профилактики нарушений устной и письменной речи, дифференциации возрастного и
индивидуального развития речи конкретного ребенка. Даются
рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов проводится в индивидуальной или групповой форме.
В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и
его семьей.
2.4. Перспективное планирование по коррекции недоразвития речи в средней, старшей и
подготовительных группах.
В РП предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей с речевой патологией, обеспечения эмоционального
благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение
детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает
позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в РП рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими
нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с РП является игровая деятельность. Все
коррекционно-развивающие занятия в соответствии с РП носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

16

№

Лекси
ческая
тема

1
2
3
4 Наш
детски
й сад.

5 Овощи
и
фрукты
.

6 Золота
я
осень.

7 Грибы.

8

Пожар
ная
безопас
ность.

Задачи речевого
развития по
лексической теме

Звук
(и)

Буква
(ы)

ДиффеЗвукоУпражЧтение,
Работа с
ренциаслоговой нения с печа-тание
предложеция
анализ
букваниями
звуков
ми
на слух
Сентябрь
Обследование детей, заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей. Заполнение листов оценки
Детский сад. Проявление
уважения к
работникам
детского
сада,
к
малышам. Спектакли для
малышей.
Совместные
игры.
Экскурсии
в
кабинеты ДОУ. детского
сада,научасткеи
прилегающих улицах.
Совместные занятия со
взрослым и
самостоятельные игры.

Б, Б*
П,П*

Б
П

Знать и называть овощи и
фрукты

Д, Д*
Т, Т*

Д
Т

Знать названия основных
Г, Г*
деревьев, их
К, К*
классификацию:
лиственные, хвойные,
фруктовые.
Знать грибы, ягоды, их
классификацию:
съедобные, несъедобные,
ядовитые.
Называть части деревьев
и грибов.
Рассказывать о роли
деревьев и грибов.
Знатьоб
изменении
деревьев
в разное время
года.
Знать грибы, съедобные,
В, В*
несъедобные, ядовитые.
Ф, Ф*
Называть части деревьев
и грибов.

Г
К

Г-Г*, КК*
Г-К, Г*К*

Выделен
ие
последне
го звука в
слове.
Выделен
ие
ударного
гласного.

В
Ф

В-В*, ФФ*
В-Ф, В*Ф*

Выделение
ударного
гласного.
Анализ
заданных
слов.

Схема поведения во
время пожара. Правила
противопожарной
безопасности «Что нельзя
делать, чтобы не

Повто
рение
Б-ВГ-Д
Б*-

Б-Б*, ПП*
Б-П, Б*П*

Октябрь
Д-Д*, ТТ*
Д-Т, Д*Т*

Б-В-ГД
Б*-В*Г*-Д*

Слогообразую
щая роль
гласных.
Анализ
слогов и
слов
типа:
СтГ,
СмГ,
СтГСт,
СтГСтГ.

Выклад
ывание
слов
типа:
БОК,
ПАР.

Слова,
оканчиваю
щиеся на
звонкий
звук:
ЗУБЫ –
ЗУБ,
КУБЫ –
КУБ
Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
Б, П.

Знакомство
со схемой
предложен
ия. Чтение
коротких
простых
предложен
ий.
Составлени
е
предложен
ий с
заданным
словом.

Выделен
ие
ударного
гласного.
Составле
ние слова
по
первым
звукам.

Выклад
ывание
коротки
х слов.
Преобр
азовани
е: дадо-дуды-ди;
га-гогу-гыги.
Выделе
ние
заданно
го
звука в
словах
типа:
КОТ,
ТОК,
ГУСЬ.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
Д, Т.

Чтение
коротких
простых
предложен
ий.
Составлени
е
предложен
ий с
заданным
словом.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
Г, К.

Придумыва
ние
предложен
ий по
заданной
схеме.
Чтение
коротких
простых
предложен
ий.

Выклад
ывание
коротки
х слов.
Преобр
азовани
е: ваво-вувы-ви,
фа-фофу-фыфи.
Выклад
ывание
коротки
х слов с
заданн

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
В, Ф.

Работа с
деформиро
ванными
предложен
иями.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
Б, В, Г, Д.

Придумыва
ние
предложен
ий по
заданной

Составление слова по
первым звукам.
Выделение ударного
гласного.
Анализ заданных слов

17

9 Я
выраст
у
здоров
ым.

10 Моя
семья.

11 Улица
Дорож
ная
безопас
ность.

12 Мой
город,
моя
страна.

13 Челове
к и мир
вещей.

возникли пожары?»
Свойства огня: без
доступа воздуха огонь
гаснет. Способы тушения
огня: огнетушитель, вода,
разные виды почвы,
асбестовые и гипсовые
пластины. Польза и
опасность огня. Где
используют огонь люди в
народном хозяйстве
страны.

В*Г*-Д*

Расширять
представления о
рациональном
питании (объем пищи,
последовательность ее
приема, разнообразие
в питании, питьевой
режим). Формировать
представления о
значении
двигательной
активности в жизни
человека.
Знать адрес проживания
своей семьи, ее состав.
Знать имя, отчество,
фамилию родителей.
Владеть понятиями
старше – младше».

Повто
рение
П-ФК-Т
П*Ф*К*-Т*

Ш
Ж

Ш
Ж

Ш-Ж

Деление
слов на
слоги.
Схемы
слогов.

Знать названия городских
видов транспорта, их
назначение.
Знать названия
профессий людей,
управляющих разными
видами транспорта.
Различать отдельные
знаки ДД.
Знать ПДД при переходе
улицы.
Уметь классифицировать
транспорт.
Знать названия своей
страны – Россия, жители
– россияне.
Знать название своего
города, его
достопримечательности.
Знать отличия: улицаплощадь-переулок.
Знать отличие города от
деревни.
Уметь называть свой
адрес.
Знать строение
чеговеческого тела,
назначение различных
органов.
Рассказывать о внешнем
отличии людей друг от
друга.

З, З*
С, С*

З
С

З-З*, СС*
С-З, С*З*

Деление
слов на
слоги.
Изменен
ие
состава
слова.

С, Ш

С
Ш

С-Ш

З, Ж

З
Ж

З-Ж

Ноябрь
П-Ф-КТ
П*-Ф*К*-Т*

по предложенной
схеме.

ыми
звукам
и.

схеме.
Чтение
коротких
простых
предложен
ий.

Составление слова по
первым звукам.
Выделение ударного
гласного.
Анализ заданных слов
по предложенной
схеме.

Выклад
ывание
коротки
х слов с
заданн
ыми
звукам
и.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
П, Ф, К, Т.

Придумыва
ние
предложен
ий по
заданной
схеме.
Чтение
коротких
простых
предложен
ий.

Выклад
ывание
коротки
х слов с
заданн
ыми
звукам
и.
Выклад
ывание
коротки
х слов с
заданн
ыми
звукам
и.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
Ш, Ж.
Правило:
ЖИ, ШИ

Интониров
ание. Сила
голоса.
Знак в
конце
предложен
ия.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
С, З.

Вопросите
льные
предложен
ия. Чтение
и
составлени
е коротких
вопросител
ьных
предложен
ии.

Деление
слов на
слоги.
Изменен
ие
состава
слова.

Выклад
ывание
коротки
х слов с
заданн
ыми
звукам
и.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
С, Ш.

Восклицате
льные
предложен
ия. Чтение
и
составлени
е коротких
восклицате
льных
предложен
ий.

Составле
ние слов
из
предложе
нных
букв.

Вставит
ь
недоста
ющую
букву.

Слоги,
слова,
предложени
я с буквами
З, Ж.

Работа по
закреплени
юи
дифференц
иации
восклицате
льных,

18

Называть пальцы на руке.
Называть выражения
мимики на лице (радость,
грусть, удивление).
Различать правую –
левую части тела.
Знать о правилах
гигиены.

вопросител
ьных,
повествова
тельных
предложен
ий.

Мой
гардер
об.

Знатьи называть
«одежда», «обувь»,
«головные уборы».
Формировать умение
одеваться по погоде.
Объяснить детям, что
от переохлаждения и
перегрева человек
может заболеть

15 Как мы
дружно
живем.
17 - 21
ноября

Знать названия своей
страны – Россия, жители
– россияне.
Знать название своего
города, его
достопримечательности.
Знать отличия: улицаплощадь-переулок.
Знать отличие города от
деревни.
Уметь называть свой
адрес.

[йэ]
[йо]

16 Народн
Знакомить детей с
ая
народными традициями и
культу
обычаями. Расширять
ра
и
представления об
традиц
искусстве, традициях и
ии.
обычаях народов России.
Продолжать знакомить
детей с народными
песнями, плясками.
Расширять представления
о разнообразии
народного искусства,
художественных
промыслов (различные
виды материалов, разные
регионы нашей страны и
мира).
17 Основ
Знать названия городских
ы
видов транспорта, их
безопас
назначение.
ности
Знать названия
жизни.
профессий людей,
Опасн
управляющих разными
ые
видами транспорта.
ситуац
Различать отдельные
ии
в
знаки ДД.
жизни
Знать ПДД при переходе
детей.
улицы.
Уметь классифицировать
транспорт.

[йа]

14

18 Времен
а
года.
Календ

Знать о сезонных
изменениях в природе,
связанных с зимой.

Повторение
С-З-Ш-Ж

Е
Ё

Декабрь
С-З-Ш-Ж

Е [йэ] - Э
Ё [йо] - О

Анализ
двусложн
ых слов
со
стечение
м и без
стечения
согласны
х.

Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.

Чте-ние и
дописывани
е заданных
слов.

Анализ
слогов и
слов с

Преобр
азовани
я слов.
Е, Ё –
обознач
ают
мягкост
ь
впереди
стояще
го
согласн
ого.
Из букв
слова
состави
ть
новые
слова.

Слова со
стечением и
без
стечения
согласных.

Слова
разного
состава.
Работа по
слоговым
карточкам.

Составлени
е
предложен
ий по
опорным
схемам с
заданным
предлогом.

Выклад
ывание
и
подбор
букв к
схемам.

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Работа по
закреплени
юи
дифференц
иации
восклицате
льных,
вопросител
ьных,
повествова
тельных
предложен
ий.

Выклад
ывание
слов

Знакомство
с ребусами.

Составлени
е
предложен

jтированн
ой
гласной.

Я

Я [йа] - А

Анализ
слогов и
слов с
jтированн
ой
гласной.

[йу]

Ю

Ю [йу] У

Анализ
слогов и
слов с
jтированн
ой
гласной.

Повторение
Е-Ё-Я-Ю

Январь
Е-Ё-Я-Ю

Анализ
слогов и
слов с

Работа по
закреплени
юи
дифференц
иации
восклицате
льных,
вопросител
ьных,
повествова
тельных
предложен
ий.
Составлени
е
предложен
ий по
опорным
схемам.

19

арь.
Зима.

Уметь рассказать и
зимних видах отдыха.

19 Зимние
забавы.

Знать названия разных
видов спорта, названия
спортсменов в разных
видах спорта.
Уметь отличать летние
виды спорта от зимних.
Знать названия
спортивных снарядов и
инвентаря.
Иметь представление об
«олимпиаде».

Ц

Ц

Ц–С–
Т*

Анализ
слов
разного
состава.

20 Праздн
ики
страны.
Новый
год.

Веселый праздник
Нового года означает, что
старый год закончился, и
начинается новый год.
Люди в домах наводят
порядок, чтобы в новый
год не брать с собой
плохое. В конце старого
года люди подводят
итоги года, планируют
хорошие дела на
следующий год. Люди
весело празднуют начало
нового года: украшают
елку игрушками и
огоньками, водят
хороводы.

Ц-С*

Ц
С

Ц–С–
С*

Анализ
слов
разного
состава.

Знать названия своей
страны – Россия, жители
– россияне.
Знать название своего
города, его
достопримечательности.
Знать отличия: улицаплощадь-переулок.
Знать отличие города от
деревни.
Уметь называть свой
адрес.
Познавательные занятия
с элементами
экспериментирования.
Демонстрационные
опыты, реализуемые
педагогом совместно с
детьми. Долгосрочные
наблюдения,
эксперименты,
исследования и проекты.

Щ

Щ

ЩШ-СС*

Щ

Ч

Ч

21

Моя
Родина
.
Мой
город,
адрес

22 Опыты,
экспер
именти
ровани
е,
детская
исслед
ователь
ская
деятель
ность
23 Живот
ные
зимой.

. Знать названия
северных животных.
Называть части тела
животных.
Образовывать названия
детенышей.

jтированн
ой
гласной.

февраль
Щ–Ш–
С*

разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.
Преобр
азовани
е слов:
ЦВЕТ –
ЦВЕТ
Ы–
ЦВЕСТ
И–
ЦВЕТН
ИК ЦВЕТО
К
Состав
ление
слов из
предло
женных
букв.

ий по
опорным
схемам.

Работа с
ребусами.
Работа по
слоговым
карточкам.

Списывани
е
предложен
ия с
образца.

Чтение
слогов с
договарива
нием до
целого
слова.

Работа с
деформиро
ванным
предложен
ием.

Подбор
слов к
заданным
схемам.

Из букв
слова
состави
ть
новые
слова.

Дописыван
ие нужной
буквы.
Правило:
ЩА, ЩУ.

Придумыва
ние
предложен
ий со
словамидействиями
. Работа со
схемами.

Щ–Ш–
С*

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к
заданным
схемам.

Состав
ление
слов из
предло
женных
букв.

Знакомство
с
кроссвордо
м.

Придумыва
ние
предложен
ий со
словамиукрашения
ми. Работа
со
схемами.

Ч – ТЬ –
Щ

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к

Из букв
слова
состави
ть
новые
слова.

Работа с
кроссворда
ми.
Правило:
ЧА, ЧУ.

Списывани
е
предложен
ия с
образца.

20

24 Птицы
зимой.

Рассказывать о
приспособленности
животных к природным
условиям обитания
Знать названия
водоплавающих,
болотных, диких лесных
перелетных птиц.
Знать откуда
возвращаются птицы,
почему.
Называть: части тела
птиц, жилище. Различать
по внешнему виду,
повадкам, голоса

заданным
схемам.
Ч-Т*

Ч

Ч – Т*

Подбор
слов к
заданным
схемам.

Придум
ывание
слов по
заданно
му
слогу.

Работа с
ребусами.
Работа по
слоговым
карточкам.

Составлени
е
предложен
ий по
опорным
словам.

Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.
Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.
Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.
Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.

Чтение
слогов с
договарива
нием до
целого
слова.

Печатание
под
диктовку.
Предлог –
отдельное
слово.

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Работа с
деформиро
ванным
предложен
ием.

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Составлени
е
предложен
ия по
заданной
схеме.

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Печатание
под
диктовку.
Предлог –
отдельное
слово.

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Печатание
под
диктовку.
Работа с

25 Профес
сии.

Знать и называть
профессии родителей.
Профессии: художник,
фермер, ткач, менеджер,
рекламный агент и др.
Важен труд каждого
человека.

Р, Р*

Р

Р – Р*

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к
заданным
схемам.

26 Родная
страна.

Знать названия своей
страны – Россия, жители
– россияне.
Знать название своего
города, его
достопримечательности.
Знать отличия: улицаплощадь-переулок.
Знать отличие города от
деревни.
Уметь называть свой
адрес..
Иметь представления и
уметь рассказывать о
событиях Великой
Отечественной войны в
доступной форме.
Уметь объяснить:
«Отечественная война»,
«Победа», «парад
Победы», «парад войск»,
«демонстрация»,
«орден», «медаль.

Л, Л*

Л

Л – Л*

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к
заданным
схемам.

Повторение
Р-Л

Р–Л

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к
заданным
схемам.

Повторение Р*Л*

Р* – Л*

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к
заданным
схемам.

27 Защитн
ики
Отечес
тва.
Родная
Армия.

28 Друзья.

Формировать дружеские
взаимоотношения между
детьми, привычку играть,
трудиться, заниматься
сообща. Формировать
умение договариваться,
помогать друг другу,
радоваться хорошим
поступкам

29 Мама –
слово
дорого
е.

. Женские профессии.
Профессия мамы.
Любовь и уважение к
маме, помощь в

-

Ь
(в
конце
предло-

Твердые
и мягкие
согласны

Анализ
слов
разного
состава.

Преобр
азовани
е типа:
ДЕНЬ –

21

домашних делах,
проявление любви к ней.
Мамины привычки,
мечты, желания. Бабушка
мама родителей. Забота о
бабушке. Уважение к
девочкам. Они – будущие
мамы.
30 Времен
а года.
Весна
Живая
и
нежива
я
природ
а.

31 Флора
и
фауна
родног
о края

Последовательность
времен года. Признаки
весны.
Систематизировать
знания детей и
жизнедеятельности
растений и животных
весной. Развивать
экологическое мышление
в процессе опытнической
и исследовательской
деятельности детей.
Материалы зала
краеведения: Как человек
преобразует природу.
Разнообразие видов
флоры и фауны родного
края: птицы, звери,
деревья, растения
родного края. Животный
мир весной

32 Наши
игры и
игрушк
и

Любимые игры и
игрушки. Игрушки –
положительные и
отрицательные
персонажи. Развивать у
детей самостоятельность
в создании игровой
среды, организации всех
видов игр и выполнении
правил и норм поведения
в игре. Развивать
инициативу,
организаторские и
творческие способности.
Воспитывать умение
договариваться с
партнерами по игре,
совместно продумывать
свои действия,
воспитывать чувство
коллективизма.
Долговременные игры
детей.

33 Истори
я
Велико
й
Отечес
твенно
й
войны.
День
Побед
ы.

Иметь представления и
уметь рассказывать о
событиях Великой
Отечественной войны в
доступной форме.
Уметь объяснить:
«Отечественная война»,
«Победа», «парад
Победы», «парад войск»,
«демонстрация»,
«орден», «медаль

жения)

-

Ь
(раздел
ительн
ый)

-

Ъ
(раздел
ительн
ый)

Повторение
Ь-Ъ

е.
Ь–
только
буква, в
словах
букв
больше,
чем
звуков.
Твердые
и мягкие
согласны
е.

Подбор
слов к
заданным
схемам.

ПЕНЬ,
РОЛЬ БОЛЬ

Анализ
слов
типа:
СЕМЯ –
СЕМЬЯ
КОЛЯ КОЛЬЯ

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Печатание
под
диктовку.
Составлени
е
предложен
ия по
заданной
схеме.

Твердые
и мягкие
согласны
е.
Ъ
пишется
после
твердого
согласно
го перед
гласными
Я, Е, Ё,
Ю.
Твердые
и мягкие
согласны
е.

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к
заданным
схемам.

Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.
Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Печатание
под
диктовку.
Составлени
е
предложен
ия по
заданной
схеме.

Выклад
ывание
слов
разного
слогово
го
состава
с
изученн
ыми
буквам
и.

Чтение и
дописывани
е заданных
слов.

Печатание
под
диктовку.
Составлени
е
предложен
ия по
заданной
схеме,
слову,
предлогу.

Анализ
слов
разного
состава.
Подбор
слов к
заданным
схемам.

деформиро
ванным
предложен
ием.

Май
Чтение послебукварных текстов.
Совершенствование навыков чтения.
Диктанты слогов и слов с целью закрепления всех полученных орфографических
навыков.
Закрепление навыка списывания.
Занимательные игры и упражнения
(разгадывание ребусов, кроссвордов и т.д.).

22

34

35

Цветы:
лесные,
луговы
е,
садовы
е,
комнат
ные

Использовать в речи
названия растений,
узнавать их на
изображениях.
Называть отличительные
и сходные признаки
растений.
Называть части растений.
Иметь понятие о
размножении растений:
усами, листьями,
семенами.
Знать о роли растений в
жизни человека.
Лето.
Знать и называть летние
Насеко
месяцы, основные
мые
признаки лета.
Знать названия
насекомых, уметь
отличать их по внешнему
виду.
Знать о роли (пользе и
вреде) насекомых в
природе, жизни человека.
Уметь объяснить
«опыление».
Подготовка к выпускному баллу. Выпускной.

2.5. Взаимодействие с участниками образовательных отношений





23


с медицинскими работниками, которое позволяет на ранних стадиях
определить и спрогнозировать задержку речевого и психического развития у детей с
осложненными клиническими диагнозами, устранить их или облегчить с помощью
организованного медицинского лечения;

с педагогом-психологом, воспитателями, другими специалистами, которое
позволяет определить и уточнить степень нарушений психомоторного развития, составить
индивидуальные планы и программы, которые анализируются и корректируются на
психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ;

с родителями, которые становятся участниками процесса,
параспециалистами в оказании коррекционной помощи.

III. Организационный раздел
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чѐткой организацией
детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в
течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного
процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
3.1. Описание материально-технического обеспечения
В кабинете представлены центры речевого, креативного, моторного
и конструктивного развития.
Оборудование:
 магнитная доска и комплект материала к ней;

 компьютер и авторские компьютерные игры;
 принтер;
 наборное полотно.
 пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
 пузырьковые игры;
 подвесные модули для развития физиологического дыхания;

 комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа;

 дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития
 направленной воздушной струи;
 специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой
моторики;

 детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики,
 массажные коврики;
 массажное кресло.
Учебная литература
 Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.- СПб.: Литера, 2009.

 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.:
Издательство
ГНОМ и Д, 2009.

 Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.:
Издательство
ГНОМ и Д, 2009.

 Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.:
 Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.:
 Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.:
 Издательство ГНОМ и Д, 2009.
 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 1). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 2). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.

 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 3). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
 Ванюхина Г.А. Речецветик (книга 4). – Екатеринбург: «Сократ», 2000.
 Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 1997.

 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
 и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
 Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. – СПб., 2002.
Методическая литература
24

 Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного
возраста.- М.: Айрис- Пресс, 2007.

 Афонькина Ю.А. Технология деятельности учителя- логопеда на логопункте
ДОУ.М.:
Аркти, 2012

 Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. -М.: ТЦ Сфера, 2009.
 Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.,
2005.

 Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1.- М..: Школьная
 Пресса, 2005.
 Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 2.- М..: Школьная
 Пресса, 2005.
 Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста.- СПб. :Питер, 2014.

 Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. - М.: Творческий
центр, 2007.
3.2. Распорядок дня для организации коррекционной работы
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чѐткой организацией
детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в
течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного
процесса: учителя-логопеда, родителей и воспитателей.
На начало учебного 2017-2018 учебного года на логопедический пункт МБДОУ было
зачислено 20 детей с речевыми заключениями:
Данная РП разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада
общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной
деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной
деятельности учителя-логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16
сентября по 31 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной
деятельности, так и во время еѐ проведения. Учитель-логопед берѐт детей на свои занятия в
любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.
Длительность индивидуального занятия в подготовительной группе - 20 минут.
Занятия проводятся в первой и второй половине дня.
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие мероприятия с детьми,
имеющими нарушение речи
День недели

Время дня

Время
мероприятия

1 половина

9:00 – 9:20
9:20 – 9:40
9:40 – 10:00
10:00 – 10:20
10:20 – 10:40
10:40 – 11:00
11:00 – 11:20
11:20 – 11:40
11:40 – 12:00
12:00 – 12:30
12:30 – 13:00
9:00 – 9:20

Понедельник

1 половина
25

Коррекционноразвивающее
мероприятие
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
индивидуальное
Методическая работа
индивидуальное

Заключение
ПМПК
ОНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ОНР

Вторник

индивидуальное
ОНР
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
Участие в режимных
маменах
Среда
1 половина
9:00 – 9:20
индивидуальное
ОНР
9:20 – 9:40
индивидуальное
ФФНР
9:40 – 10:00
индивидуальное
ФФНР
10:00 – 10:20
индивидуальное
ФФНР
10:20 – 10:40
индивидуальное
ОНР
10:40 – 11:00
индивидуальное
ФФНР
11:00 – 11:20
индивидуальное
ФФНР
11:20 – 11:40
индивидуальное
ФФНР
11:40 – 12:00
индивидуальное
ФФНР
12:00 – 12:20
индивидуальное
ФФНР
12:20 – 12:40
индивидуальное
ФФНР
12:40 – 13:00
Оформление рабочей
документации
2 половина
14:00 – 15:00
Участие в режимных
Четверг
мамонтах
15:00 – 15:20
групповое
ФФНР
15:20 – 15:40
индивидуальное
ОНР
15.40 – 16.00
групповое
ФФНР
16.20 -16.45
индивидуальное
ФФНР
17.00 – 18.00
Консультация для
родителей
1 половина
9:00 – 9:20
индивидуальное
ФФНР
9:20 – 9:40
индивидуальное
ФФНР
Пятница
9:40 – 10:00
индивидуальное
ФФНР
10:00 – 10:20
индивидуальное
ФФНР
индивидуальное
ФФНР
10:20 – 10:40
10:40 – 11:00
индивидуальное
ФФНР
11:00 – 11:20
индивидуальное
ФФНР
11:20 – 11:40
индивидуальное
ФФНР
11:40 – 12:00
индивидуальное
ФФНР
12:00 – 12:30
индивидуальное
ФФНР
Методическая работа
12:30 – 13:00
Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем
порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами и на психологомедико-педагогических консилиумах, которые обязательно проводится в середине и в конце
учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого
воспитанника.

26

9:20 – 9:40
9:40 – 10:00
10:00 – 10:20
10:20 – 10:40
10:40 – 11:00
11:00 – 11:20
11:20 – 11:40
11:40 – 12:00
12:00 – 12:30
12:30 – 13:00

3.3. Средства обучения
Каталог средств обучения указывается в паспорте логопедического кабинета. Подбор
средств обучения осуществляется логопедом самостоятельно с учетом СанПинов,
возрастных возможностей дошкольников, структуры речевого нарушения.
3.4. Развивающая предметно-пространственная среда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей,
экспериментирование
с доступными детям материалами;


двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической,
артикуляционной
моторики, участие в подвижных играх;


эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным
окружением;


возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете
логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления
отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в
организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие
творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в
чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию
личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом,
чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать,
сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не
директивным руководством. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда,
уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному
благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей
среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное,
необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и
интеллектуальному развитию. В оформлении логопедического кабинета использованы
мягкие пастельные цвета, именно эти цвета способствуют успешному речевому развитию.
Продумано дополнительное освещение над рабочим столом. Центры и оснащенность
описаны в паспорте кабинета.
Дидактические игры

«Большие маленькие».
«Где живет лото».
«Насекомые».
«Укрась Елку».
«Рассади насекомых»
«Угощение для кошки»
«Кто где живет»
«Кого встретил колобок»
Игровой набор «Расскажи сказку» (кубики)
Настольная развивающая игра «Важные профессии»
«Скажи свое слово»
Настольная игра «Где кощей»
Игра вкладыши «Три медведя»
«Важные профессии»
27

«Цветные шарики»
«Настольный калейдоскоп»
Пирамидки
Игра «Учусь считать»
Игра «Шнуровка»
Игра «цветное пано»
«Сложи фигуру» (вкладыши)
Сложи картинку

«Репка»
«Колобок»
«Заюшкина избушка»
«Курочка ряба»
«Маша и медведь»
«Емеля»
«Царевна лягушка»
Лото «Растения»
Логопедическое лото» говори правильно С»

Демонстрационный
материал

«Комнатные растения и уход за ними».
«Животные жарких стран».
«Рыбы».
«Насекомые».
Парные картинки «Фрукты»
Картинки «посуда»
Картинки «Домашние птицы»
Картинки для грамматического строя речи (изменение
существительных)
Картинки «Фрукты»
Картинки «Цветы»
Картинки для грамматического строя речи (подобрать
обобщающее слово)
Парные картинки (для грамматического строя речи)
Магнитные цифра
Магнитные буква
Дикие животные (игрушки).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».