ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики МБДОУ - детский сад № 365, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления планирования являются: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2); Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Устав МБДОУ-детский сад № 365; - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ - детский сад № 365 (далее – Программа). Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости; • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; • принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Программно-целевые основания: Учебный план разработан с учетом: • Образовательной программы дошкольного образования; • возрастных и индивидуальных особенностей детей; • части, формируемой участниками образовательных отношений. Целью образовательной деятельности МБДОУ является создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности дляего позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творчества на основе сотрудничества со взрослыми, сверстникамии соответствующим возрасту видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В структуре учебного плана выделены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования (далее Программа) составляет не менее 60 % от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объема Программы. В МБДОУ используются следующий УМК по в формирующей части: «Мы живем на Урале» - образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста (Толстикова О.В., Савельева О.В.). «Цветные ладошки» - парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (ЛыковаИ.А.). по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Программа «Ладушки» под ред. И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Программа обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программы способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям (далее – образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание, ребенок всемье и обществе, самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности; Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно - исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы; Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; художественная литература; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность, конструктивно- модельная деятельность, музыкальная деятельность; Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Различные формы работы с детьми организуются в первую и вторую половину дня. В первой половине дня в средних и старших группах планируются не более двух видов непрерывной образовательной деятельности. В группах старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность во второй половине дня планируются не чаще 2 раз в неделю. МБДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп: - для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут; - для детей от 3 до 4 лет - не более до 15 минут; - для детей от 4 до 5 лет - не более до 20 минут; - для детей от 5 до 6 лет - не более от 20 до 25 минут; - для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня: - в 1 младшей группе не превышает 20 минут - в младшей группе не превышает 30 минут; - в средней группе не превышает 40 минут; - в старшей группе не превышает 50или 75 минут – при организации образовательного занятия после дневного сна – для детей от пяти до 6 лет; - в подготовительной группе 90 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут (СанПиН 2.4.3648-20). Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В старших группах дошкольного возраста допускается проведение НОД интеллектуальной направленности со всей группой с целью преемственности детей к школьным условиям обучения. Количество НОД и ее продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Домашние задания воспитанникам дошкольной образовательной организации не задают. Занятия по физическому развитию для детей организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и соответствуют требованиям СанПиН. Один раз в неделю организуются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. В теплое время при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. В ДОУ не проводятся занятия с использованием компьютеров. Частично используется показ мультфильмов, детских познавательных передач по телевизору или через мультимедиа проектор. Санитарные требования к просмотру видеоматериала соблюдаются. В середине учебного года (январь) для детей организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок Конструктивные игры с песком и строительным материалом, водой планируются ежедневно. Еженедельно организуются спортивные и музыкальные праздники. Проводится мероприятия экологического характера: экскурсии, наблюдения, детская проектная деятельность и т.д. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ образовательная область 1 Познавательное развитие Группа раннего возраста №1 2-3 года виды непосредственной образовательной деятельности 2 Формирование элементарных математическихпредставлений Развитие познавательноисследовательскойдеятельности. Познание предметного и социального мира 3 4 1/4/36 Средняя Вторая Старшая группа младша группа №3 ягруппа №4 №2 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет Объем НОД в неделю / в месяц 5 6 7 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 Подготовительна ягруппа №5 6-7 лет 8 2/72 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 - 2/8/72 0,5/2/18 2/8/72 0,5/2/18 образовательная деятельность в ходе режимных моментов ситуативные беседы при проведении режимныхмоментов игровая деятельность самостоятельная деятельность детей в центрахразвития Развитие речи Подготовка к обучению и грамоте ежедневно самостоятельная деятельность детей ежедневно Ежедневно 2/8/72 - 1/4/36 - образовательная деятельность в ходе режимных моментов Речевое развитие ситуативные беседы при проведении режимныхмоментов ежедневно чтение художественной литературы ежедневно игровая деятельность самостоятельная деятельность детей в центрах развития Художественно эстетическое развитие Музыка Художественное творчество Музыкальное занятие Рисование Лепка Аппликация Творческое конструирование самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно Реализуется через интеграцию непосредственно образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 - 0,5/2/18 - 0,5/2/18 0,5/2/18 образовательная деятельность в ходе режимных моментов ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрахразвития ежедневно Физическая культура в зале 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 на улице 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 Здоровье утренняя гимнастика Физическое комплексы закаливающих процедур В режимных моментах образовательная деятельность в ходе режимных моментов ежедневно ежедневно развитие гигиенические процедуры ежедневно физкультминутки ежедневно подвижные и спортивные игры ежедневно ситуативные беседы при проведении режимныхмоментов ежедневно прогулки ежедневно самостоятельная деятельность детей ежедневно Часть формируемая участниками образовательных отношений игровая деятельность Социальнокоммуникативное развитие Трудовое Основы безопасности Социализация, развитие общения ХудожественноМузыка эстетическое развитие Общее количество НОД Музыкальное занятие Интегрируется с образовательными областями «Познавательное развитие», «Развитиеречи», игровой деятельностью. Реализуется в совместной деятельности ежедневно 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 10/36/324 10/36/324 10/36/324 12/48/432 13/52/468 длительность НОД в день 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Суммарный объем НОД в день 20 мин 30 мин 50 мин или 75 мин 90 мин 40 мин